×
Семейная история
Алла Надеждина

Тема семьи тотальна. Можно переехать в другую страну, изменить фамилию, привычки, заговорить на других языках, чем бы мы ни занимались, кем бы себя ни считали, за нашими плечами — скрытый подтекст семейной истории. Одну из таких историй рассказала живущая в Италии американская художница Мэгги Карделус на выставке «Тотальная среда», что состоялась в мае в ММОМА (Тверской бульвар, 9).

Материалом для творчества Мэгги служат фотографии из ее семейного архива: вырезанное из фотобумаги и негативов кружево, словно паутинка, оплетало стены выставочных залов. В ткани этого «плетения» возникали образы детства: дом, сад, члены семьи.

Фотографии деконструируются художницей до мгновения их давнего возникновения, до тех световых вспышек, которые когда-то отразились в ее зрачках и в объективе фотоаппарата. Собственно говоря, перед нами начальный импульс родовой и личной памяти. Это мгновенное состояние и есть материя, исследованием которой занимается Мэгги.

В архетипической структуре семьи нет места для поисков себя и проблем самоидентификации, для художницы задача состоит в расшифровке родовой ДНК, в попытке осознать родовое прошлое как часть процессов своего настоящего. И конечно, в исследовании феномена памяти. «Я открыла, что семейный альбом из-за центральной роли, которую он играет в семейном быту, является эффективным и действенным материалом для моего творчества. Это хранилище наших глубинных страхов — страха проходящего времени, страха потери, страха смерти, страха бездны, но это также и объект, который увековечивает для будущего и для тех, кто находится вовне, самопрезентацию семьи. Семейные фотографии часто являются самым драгоценным имуществом людей. Художество и материнство очень давно слились в моей работе в единое стремление сохранить процветание обоих этих миров. Я создаю искусство и в то же время выявляю семейные проблемы и распознаю конфликты, которые иначе могли бы остаться незамеченными, создаю диалог, анализирую и разрешаю конфликты в отношениях, облегчаю боль, признаю изменения, радуюсь жизни и готовлюсь к смерти. Создание произведений искусства для меня — это описание пространства общения и вписывание в повседневность, где обнаруживаются различные формы социального обмена. Я сосредоточилась в основном на семейном альбоме в качестве визуального материала, делая особый упор на стремлении нашего общества к сохранению воспоминаний. Любое глубокое увлечение приводит к познанию мира, но дом и семья для меня делают это с большей полнотой», — говорит художница.

Заряженное памятью рода пространство разворачивается, как сцена, на которой поочередно выступают персонажи со своим особым отношением к семье. Современная психология, и прежде всего практики гештальттерапии и расстановки Берта Хеллингера, имеют особый психотерапевтический опыт, когда участник переживает свои болевые точки как часть семейной истории и через это переживание учится трансформировать их.

Играя роль семейного психотерапевта, художница формирует ситуации, в которых структура рода обнаруживает свое присутствие в самом акте творчества: через личные воспоминания и объективность снимка проступает хрупкость ушедшей жизни, обнаруживается память поколений. Одна из ее работ — шар, отбрасывающий причудливые тени, создана из негативной пленки, на которой можно рассмотреть смеющиеся лица, солнечные и пасмурные дни, детей — реалии прошлого.

Раскрашивая фотографию, создавая из нее пространственные коллажи, Мэгги придает ушедшим мгновениям объем, выводит из «тени забвения». Время как пространство памяти — постоянная тема творчества художницы. Экспозиция разворачивается, между двумя полюсами — детским миром дочери художницы, представленном на первом этаже галереи, и детским миром сына — на втором.

Вырезанные из фотографий формы отбрасывают тени машин, самолетов, велосипедов, бабочек, книг... На фотографии, помещенной в этой части экспозиции, сын художницы восхищенно и внимательно смотрит на открывающееся ему многообразие реальности. Рациональность, воля к действию, желание понять и преодолеть — все эти качества присущи мужскому началу.

Мир дочери совершенно другой. Изображенная на огромном, во всю стену коллаже девочка идет навстречу миру, ее тело расцветает букетами из нот и цветов, она словно сад, полный будущих возможностей. Тема мужского и женского возвращает зрителя к наивной беспечности, в начало жизни, в тот золотой век, о котором помнят наши детские фотографии.

Мэгги как женщина ценит свое извечное назначение хранительницы домашнего очага. Мужское и женское — одна из тем творчества художницы, между этими полюсами разворачиваются все события и идеи ее работ.

В эпоху унисекса и гендерной неопределенности этот архаичный и архетипичный мир оказывается особенно притягательным благодаря четкости своих векторов.

Листая семейный альбом художницы, мы начинаем понимать созидательную тотальность семьи, места силы, мира, дарящего будущие жизни и судьбы тех, кто придет после.

ДИ №4/2012

27 августа 2012
Поделиться: