×
Видео сейчас и потом
Марина Фоменко

Видеоарт становится тем популярнее, чем доступнее его инструмент — видеокамера. Во многих странах проводятся десятки видеофестивалей. В России, к сожалению, таких инициатив мало. Появление нового фестиваля «Сейчас&Потом», который состоялся в этом году во второй раз на площадке Московского музея современного искусства, дает возможность российским художникам не только показать свои работы, но и увидеть, что делают наши коллеги в других странах, какие темы их волнуют, сравнить диапазон возможностей. И наконец, это шанс для художников из разных стран, объединенных общими интересами, встретиться, пусть даже виртуально, в Москве.

«Сейчас&Потом» организован на конкурсной основе. По итогам голосования жюри определяет победителей в конкурсной программе и вручает награды из призового фонда фестиваля. Для освещения фестивальных событий создан сайт www.now-after.org.

Особенность «Сейчас&Потом» — форма его презентации. Все отобранные работы показываются по очереди как однодневные видеоинсталляции «Видео сейчас». Кроме того, музей дает уникальную возможность представить работы во взаимодействии друг с другом в пространстве единой видеоинсталляции и в течение нескольких недель.

Тема фестиваля нынешнего года — «Супер-супергород». Современный город — это больше, чем тесное заселенное скопление архитектурных и инженерных сооружений. Это и подчиненный особой логике промышленный конгломерат, и спальные районы, где плавно течет время, и даже покинутые территории.

Художникам предложили ответить на вопрос: «Что он для нас, «Супер-супергород» — естественная среда обитания современного человека или совокупность «мест всеобщей коммуникации» (аэропорты, метро, супермаркеты), монотонное пространство современного урбанизма или футуристический проект, образ социума или поэтический ландшафт?

Свои видеоответы прислали более 450 художников со всего мира. Из них были отобраны 32 художника из России, Испании, Португалии, Германии, Украины, Индии, Уругвая, Бразилии, США, Канады, Японии, Израиля, Словакии, Турции, Великобритании и Новой Зеландии. Каждый участник предложил свое видение города. Одни художники экспериментируют с цифровой структурой материала, органично применяя цифровые эффекты для передачи динамики города, другие — с физическим носителем (пленкой). Кто-то использует анимацию, кто-то цитирует фильмы пятидесятилетней давности или искусственно «состаренный» современный видеоматериал.

Зал на Петровке, где демонстрировали видео, был четко зонирован. Зрители имели возможность посмотреть в режиме нон-стоп двухчасовую конкурсную программу на большом экране, а в нишах показывали видеоинсталляции отдельных авторов. Семь тематических сборников фестивальных работ были сгруппированы в «стену видео» по зрительским предпочтениям: динамичные или созерцательные, поэтичные или исследовательские, призывающие к соучастию или отстраненному наблюдению.

Сборник «Горожане/Urbanites» посвящен обитателям городов. Человек в городе — тема, привлекающая многих. Город-миллионник Ноэми Сьоберг из Индии увидела как изматывающее мелькание лиц, а Роман Мокров — как людей, нашедших свой путь в «Бесконечной истории». Здесь были и втянутые в информационные водовороты москвичи у Марины Черниковой («Инфосерфинг/Москва-2»), и усталые строители — мигранты из бывших советских республик в вечно строящемся «Вавилоне 2010» Александры Митлянской.

В коллекции «Движение/Drive» (Педро Феррейр «Между двумя точками», Оксана Чепелик «Коллайдер», Хоас Себастьян Небе «Машинная ярмарка») мегаполис представлен как динамичный конгломерат, стремительный поток, вовлекающий нас в свой организованный хаос нескончаемого движения.

Жизнь за закрытыми дверями показывает коллекция «Внутри/Indoors». Офисные здания мы вспоминаем, попадая в стерильный безжизненный «Склад» Марии Харитоновой и бесконечное «Замкнутое пространство» библиотеки Войцеха Олейника и Сары Джейн Горлиц. С мыслью о клаустрофобии смотрим на лифты Кристофера Стэдмана, принимая как аксиому, что «единственный путь вниз — это спуск». В мрачном чреве подвала мы переживаем отголоски происходящих снаружи катастроф («Шлюзы» Орита Адара Бечара). В шедевры живописи проникаем в видео Алексея Дмитриева («Абстрактное?»).

Возможность превращения всего во все демонстрирует коллекция «Трансфигурация/Transfiguration». Архитектурные трансформации «Депо» Марины Фоменко убеждают в возможности проникнуть в плоть памятника архитектуры и пробудить к жизни абсурдный объект. Прообраз города будущего, прекрасный и угрожающий, парит над землей, возникая из привычного настоящего в «Парадоксе множества (футурология)» Брита Банкли. «Парижские ресайклеры» Никки Шустера мутируют из отходов большого города.

Сборник «Вокруг/Around» включает сюжеты о тех, кто живет рядом, смотрит на нас (работа Хаима Сокола «Свидетель»). Механический ритм движения городской жизни показывают Татьяна Ахметгалиева и Михаэла Мухина («Аппарат усталости»), причудливое поведение городских жителей фиксирует перфор-манс Виктории Илюшкиной и Майи Поповой («Сугроб»), смотрит на женщину сквозь призму модных витрин («Я красивая?») Лусии Феррейра Литовченко). Наталья Скобеева («Мементо мори, Москва») внедряет ковры в повседневную уличную жизнь.

Коллекцию «Сны/Dreams» составили работы Джулианы Алваренги («Рождение») — прикосновение к поэзии, Юки Хиракава («Двойной сон») — погружение в призрачную атмосферу канала Накагава в Нагое. Адити Калкарни исследует зыбкое состояние между сном и явью («Бессонница»). Из страны сна, кажется, пришел и танец в туннеле Реджепа Акара («Обратная перемотка»).

«Москва — Лас Вегас/ Moscow — Las Vegas» — это «Лас Вегасs» Р. Тейлора и история любви Вальтера Беньямина, которую он описал в «Московском дневнике». По московским маршрутам знаменитого философа прошел Адам Кософф и снял все, что увидел, на камеру мобильного телефона.

В инсталляции из пяти мини-проекций «Окошки/ Windows» — текучая анимация волшебного города «Амора» Эзры Вубе, стодневный перформанс — пребывание в строящемся здании Центра современного танца Нины Куртелы («Трансформанс»). В «Доме» Наталии Магдалены тоже нет обитателей, его населяют вещи. Иллюзию прошлого создала Маргарет Рорисон («Дымка над Гованас»). В экспериментах с видеоматериалом Сэм Спрэкли («Поверхность II) по-своему развил тему окна.

Победителями на фестивале «Сейчас&Потом’12» стали: Александра Митлянская из России — «Вавилон 2010» (1-е место), Юки Хиракава из Японии — «Двойной сон» (2-е место) и Брита Банкли из Новой Зеландии — «Парадокс множества (футурология)» (3-е место). Специальным упоминанием жюри были отмечены работы Люсии Нимковой из Словакии «Двойное кодирование», Кристофера Стэдмана из Германии «Единственный путь вниз — это спуск», Романа Мокрова «Бесконечная история» и Марины Черниковой из России «Инфосерфинг / Москва-2».

ДИ №4/2012

27 августа 2012
Поделиться: