×
Памяти Марины Цветаевой
Татьяна Кочемасова

Значительная часть произведений, созданных Зурабом Церетели, посвящена Франции, ее истории и культуре. Это монументальные композиции «Оноре де Бальзак» (Кап д`Агд, 2004), «Д`Артаньян и три мушкетера» (Кондом, 2010), «Шарль де Голль» (2006, Москва). Среди скульптурных произведений, установленных во Франции, есть и те, которые адресованы всему миру, выдающимся личностям разных эпох — скульптурная композиция «Рождение нового человека» (Париж, штаб-квартира ЮНЕСКО, 1996) и «Папа Римский Иоанн Павел II» (Плоэрмель, 2006).

Среди новых проектов, продолжающих тему культурных связей России и Франции — работа над парком скульптур выдающихся деятелей культуры России, тех, кто в разное время жил во Франции. С этой инициативой к Зурабу Церетели обратилась мэрия города Сен-Жиль-Круа-де-Ви. Расположенный в устье реки Ви (в переводе с франц. — жизнь) у самого слияния с Атлантическим океаном город образован из двух маленьких деревушек, Круа-де-Ви (крест жизни) на правом берегу и Сен-Жиль, рыбацкого порта на левом берегу. Соединенные мостом Конкорд (согласие), сегодня они представляют собой морской город-курорт, популярный среди французов и не очень известный иностранным туристам. Песчаные пляжи, средневековые деревушки, просторы океана, морские прогулки, спокойный отдых, серфинг, рыбалка — вот в основном все, что должно привлекать в Сен-Жиль-Круа-де-Ви.

Однако именно этот маленький французский город хранит в своей истории память о русской культуре ХХ века, здесь в разное время жили и творили Марина Цветаева, Сергей Прокофьев, Константин Бальмонт. Тихое местечко, где нет шумной и тщеславной толпы, возможен вполне бюджетный отдых. Скромные бело-голубые домики, бескрайние просторы океана — гавань «на краю света» — такое место выбирали люди, потерявшие свою родину, люди, чья жизнь в одночасье разделилась на прошлую и скитальческую. Возможно, здесь, у синего океана, боль потерь и утрат притуплялась.

Марину Цветаеву в Сен-Жиль-Круа- де-Ви особо почитают. Русская поэтесса, как именуют ее во французской местной прессе, или великий русский поэт ХХ века, как говорят о ней в России, Цветаева провела в городе лето 1926 года — с апреля по сентябрь. А в память о ее посещении этих мест названа одна из аллей на берегу залива (la promenade Marina Tsvetaeva).

Установка памятной стелы закрепила в истории города имя великой русской поэтессы. Это произошло в сентябре 1993 года во время визита Александра Солженицына в Вандею, где он возглавил мероприятия по случаю двухсотлетия вандейского сопротивления французской революции. Писатель побывал и в Сен-Жиль-Круа-де-Ви, отдал дань памяти Цветаевой. На открытии стелы он говорил, что благодарен русской поэзии, в особенности Цветаевой, которая дала ему возможность окрепнуть духом и выжить в ГУЛАГе. Именно там рождалась поэзия Солженицына. Писать он не мог, поэтические строфы хранились в его памяти до тех пор, пока появилась возможность зафиксировать стихи на бумаге.

Память о Цветаевой в Сен-Жиль-Круа-де-Ви живет не только в мемориальной статике, но и в культурных событиях города — поэтических вечерах, театральных постановках, конференциях и круглых столах, посвященных ее творчеству. Особенно богат на события оказался 2012 год. С 1 по 5 февраля в городе состоялся фестиваль в память о Марине Цветаевой.

На 2012 год приходится масштабная международная культурная программа России и Франции — сезоны русского языка и литературы во Франции и французского языка и литературы в России. В этом контексте образ Марины Цветаевой и празднование ее юбилея — 120-летия со дня рождения (26 сентября 1892 года) — воспринимаются особенно символично.

В 2011 году мэр города Сен-Жиль-Круа-де-Ви Патрик Нэль обратился к Зурабу Церетели с просьбой создать скульптурный образ Марины Цветаевой. Уже в январе 2012 художник посетил Сен-Жиль-Круа-де-Ви по приглашению мэрии города, где ему были представлены предполагаемые места установки, в частности, набережная Гарси-Ферран и набережная, носящая имя поэтессы на дюне Гаренн. Выбор пал на одно из самых выигрышных, по мнению мэрии, мест — набережную Гарси-Ферран. «Прокофьев тоже жил и работал здесь в 1926 году. Церетели привлекла жизнь русской коммуны. Вот почему он решил подарить нам этот памятник. В будущем, возможно, в парке появятся другие работы Церетели — образы Александра Солженицына, Сергея Прокофьева и других», — отметил мэр города в одном из своих интервью.

Высота скульптурной композиции из бронзы 180 см. Скульптура была отлита на старейшем литейном заводе «Монументскульптура» в Санкт-Петербурге. Сегодня это едва ли не последний форпост отечественной школы исполнения скульптурных произведений от малых форм до монументальных работ.

Памятник Марине Цветаевой был открыт 16 июня 2012 года. В церемонии приняли участие мэр города Патрик Нэль, секретарь Ассоциации малых городов Франции Филипп Мост, советник по культуре Посольства России во Франции Игорь Соловьев, члены Российской академии художеств, академики Татьяна Назаренко, Андрей Золотов, представители прессы, гости и жители города.

Скульптурный образ — поэтичный и трагичный одновременно. Поэтесса присела на скамью городской набережной и застыла, напряженно вслушиваясь в себя. В ее правой руке роза, взгляд устремлен вдаль. Тоска по родине, боль и лишения были постоянными спутниками Цветаевой во время ее французской эмигра-ции, но в этом маленьком городке, и французы это с гордостью отмечают, пусть и на короткий период, но все-таки она обрела надежду и веру в жизнь. В переписке с Пастернаком она с любовью называла этот край «моя Вандея». Именно в период пребывания в Сен-Жиль-Круа-де-Ви Цветаева оживленно переписывалась с Борисом Пастернаком и Райнером Мария Рильке. Эта «переписка трех» сегодня опубликована и сама по себе является уникальным произведением искусства, равно как и ценнейшим свидетельством истории взаимоотношений этих великих творцов прошлого века.

Rose, oh reiner Widerspruch, Lust, Niemandes Schlaf zu sein unter soviel Lidern. (Роза, о чистая двойственность чувств, каприз: быть ничьим сном под тяжестью стольких век.)

Эти строфы — надпись на могиле Рильке, которую он выбрал сам перед кончиной.

Роза для этих поэтов — символ сердца, центра мироздания, космического колеса, божественной, романтической и чувственной любви; символ совершенства. В скульптурной композиции Церетели она также становится выразительным акцентом. Роза в руке Цветаевой — особый знак ее поэтического пространства. «Только закрою горячие веки — райские розы, райские реки…» или «Стихи растут, как звезды и как розы», стихотворения «Первая роза» или «Аймек-гуарузим — долина роз…». Роза как средоточие разных чувств и переживаний, символ многозначный и трагичный, как и жизнь самой поэтессы.

Образ Марины Цветаевой в трактовке Церетели — это очарованная странница, положившая свою жизнь на алтарь искусства. Для старшего поколения жителей французского городка появление скульптуры — это еще и знак единения их города с мировой культурой. Проникаешься чувством гордости за русскую культуру, когда из уст французов слышишь факты биографии поэтессы, суждения о ее творчестве. Возможно, для молодого поколения Сен-Жиль-Круа-де-Ви эта скульптура — только образ босоногой незнакомки, которую поразили красота ландшафта и воздух свободы этих мест. Но, может быть, и их, сегодня с трудом вспоминающих что-то из школьной программы, скромная табличка с надписью у скульптуры — краткий рассказ о жизни — заставит задуматься о себе, о времени, о котором так выразительно напоминает здесь океан, величаво уходящий за горизонт.

Последнее время тема российско-французских отношений часто звучит в Сен-Жиль-Круа-де-Ви не только благодаря памяти Марины Цветаевой. В рамках международной программы 16 июня музыканты русского оркестра Святого Георгия исполнили произведения Сергея Прокофьева, в том числе и те, которые композитор создал в маленьком городке на берегу Атлантики.

В благодарность Церетели за его художественный дар коммуна приняла решение назвать одно из городских пространств именем художника — эспланада Зураба Церетели. Этот факт слегка смутил художника, который сразу же не преминул отшутиться, сказав, что пока он жив, называть его именем площади слишком «монументально». Однако, судя по всему, общественность города намерена поступить по-своему. Голосование по этому вопросу уже

произошло, и отныне «эспланада Зураба Церетели», как и «променад Марины Цветаевой», вписаны в анналы этого маленького городка, который, однако, очень бережно сохраняет свои традиции, передавая эстафету новому поколению.

ДИ №4/2012

27 августа 2012
Поделиться: