×
Биеннале современного искусства. Теперь и в Киеве
Дмитрий Буткевич

Tо, о чем так долго говорили на постсоветском пространстве, свершилось. Наши ближайшие соседи-украинцы проводят 1-ю Киевскую биеннале современного искусства. 

Директор Киевской биеннале и «Мыстецького Арсенала», здания, где выставлен основной биеннальный проект, Наталья Заболотная рассказывает: «Мы создавали этот проект, как ребеночка, фактически 9 месяцев. Хотя идея проведения украинской биеннале давно поддерживается украинским сообществом. Все обсуждали, активно выезжали на мировые арт-форумы, где не встретить украинских художников. Даже на аукционах их можно увидеть разве что под обложкой каких-то иностранных или российских галерей. Когда я стала директором Арсенала, поняла: большое пространство очень способствует глобальным идеям. Это пространство и возникшая идея, как черная дыра, нас втянула, и полтора-два года не отпускает. Проект оценивается в 38 миллионов гривен, примерно 4,5 миллиона долларов, половину этой суммы дало государство».

Более 100 художников, свыше 250 экспозиций. Куратор основного проекта — знаменитый британец Дэвид Эллиот (на его счету руководство музеями современного искусства в Стокгольме, Токио, Стамбуле, кураторство на биеннале в Сиднее). Тема «Лучшие времена. Худшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве» отсылает к роману Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах», события которого происходят во время французской революции. Как у Диккенса, украинская выставка совершает скачок в день сегодняшний, чтобы осмыслить, каким образом современное искусство и эстетика используют прошлое для отображения будущего.

Среди «хедлайнеров» проекта — художники мирового уровня: китаец Ай Вэйвэй, британцы Джек и Динос Чапмены, американец Билл Виола, француженка Луиз Буржуа, русские AES+F, украинцы Олег Кулик и Илья и Эмилия Кабаковы. Здесь нет ошибки: на биен-нале их, как и известного фотохудожника Бориса Михайлова, именуют украинцами на том основании, что они родились в украинских городах.

Вот что говорит об этом Олег Кулик (в Арсенале он представил свой уже известный проект «Божественная литургия», превратившийся здесь в огромную, размером в целый зал, объемную инсталляцию, а также коллективный проект в знаменитом «Шоколадном доме»): «Да, я родился в Киеве, но родства какого-то особенного никогда не ощущал, правда, и Украина мне не отвечала взаимностью. Меня вообще здесь не считали за художника, всегда писа-ли: “Олег Кулик (Россия)”. А здесь открывается биеннале — ищут меня в российском разделе. И говорят: нет тебя. Я: как нет? Я же участник! И находят в украинском разделе, чуть ли не первым числюсь. Тут я вспомнил знаменитую присказку Комара и Меламида. Их как-то спросили: вы уже 30 лет живете в Америке, вы русские художники или американские? А они ответили: если мы будем хорошими художниками, то американцы будут считать нас американцами, а русские — русскими. А если плохими — ни те ни другие нас за своих не примут».

У Татьяны Арзамасовой из AES+F никаких переживаний по поводу национальной принадлежности нет, ей просто нравится само выставочное пространство и куратор Эллиот:

«Ощущения потрясающие, в первую очередь от того, как Киев и Украина получили и сделали этот дом, уникальнейшее здание и пространство, пожалуй, во всей Европе. Добиться этого дома — главная победа, а вторая победа — приглашение Дэвида Эллиота в качестве куратора первой биеннале. Мы его знаем, лучшую кандидатуру, на наш взгляд, было трудно найти. Это один из лучших кураторов современного искусства, с кем нужно открывать событие, которое должно иметь долгую жизнь. Наш проект «Allegoria Sacra» — вы его могли видеть в Москве у Свибловой — выбор Дэвида. Мы работаем с ним давно и последовательно. Он уже показывал наш «Пир Трималхиона» на биеннале в Сиднее».

Здание Арсенала — действительно уникальное выставочное пространство. Военные склады, построенные в неоклассическом стиле архитектором Меллером в конце XVIII века прямо напротив главных ворот Киево-Печерской лавры, в советские годы были закрытым военным объектом. Никто и не подозревал, что за колючей проволокой таятся 63 тысячи квадратных метров залов с неоштука-туренными кирпичными стенами и огромными потолками. Под выставку задействовано «всего лишь» 20 тысяч квадратных метров на двух этажах, при этом создавалось впечатление, что количественно выставка могла бы быть более насыщенной. Так считает Анатолий Осмоловский, неоднократный участник Венецианских биеннале:

«Первые ощущения достаточно позитивные. Пространство даже слишком большое, оно настолько активное, качественное, что единственная проблема этой биеннале в том, что произведений искусства даже не хватило. Нет, пространство, конечно, не уничтожило выставку, но здесь все на грани. То, что сюда привезли такое количество масштабных работ, означает, что к этому делу организаторы подошли очень серьезно. Если сравнивать данную экспозицию с 3-й Московской биеннале, самой удачной, на мой взгляд, из московских, то у Мартена (Жан-Юбер Мартен, куратор 3-й Московской биеннале современного искусства, 2009. — Ред.) было все очень крепко сбито, качественно, и там была история — рождения человека и его смерти. Здесь, конечно, такого императива не просматривается. По большому счету это своего рода коллаж из масштабных работ разной степени удачности и убедительности. Но здесь очень много действительно качественных работ».

Помимо основного проекта здесь же, в здании Арсенала, представлен совместный украинско-польский спецпроект «Двойная игра» (явное влияние не только на отдельные проекты, но и, видимо, на сроки проведения биеннале в целом оказал чемпионат Европы по футболу, который в июне проходил на Украине и в Польше), объединивший 28 художников. Исторический спецпро-ект, показанный в обширном дворе Арсенала, состоит из 31 «каменной бабы» — памятников скифской эпохи, свезенных в Киев из 19 украинских музеев. Есть и обширная параллельная программа, которая включает около 45 проектов и 170 «активных участников художественного процесса» со всей Украины. Кстати, мероприятия параллельной программы проводятся в разных городах. Например, в Харькове, в галерее «VOVATANYA» выставляются работы Дмитрия Гутова, Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева.

Проект «аутентичного» украинского художника Ильи Чичкана (его аутентичность под сомнением: большую часть времени Чичкан проводит в Берлине) называется «Мяч-путешественник». Огромный мяч поднимали в Берлине на подъемном кране, катали по Гранд-каналу за венецианской гондолой. Все это художник фиксировал на фото. Чичкан также восхитился пространством Арсенала, хотя и заметил:

«Другой вопрос, как оно заполненно и вообще все организовано. Украинская биеннале… ну, может, пока немножечко местечковое начинание. Биеннале ведь и называется ”Арсенале” — оно очень правильно ложится. А вот эта масштабность, пафосность, конечно, умиляют».

Действительно, все, с кем приходилось общаться, сравнивают киевское событие со старейшей в мире Венецианской биенна-ле, которая в следующем году будет проводиться уже в 54-й раз. Недаром даже в названии 1-й Киевской биеннале современного искусства слышится перекличка с Венецией: «Арсенале-2012».

ДИ №4/2012

27 августа 2012
Поделиться: