×
«Земля» и «Ева» Марата Бабина
Сергей Орлов

Летом 2011 года состоялась персональная выставка скульптора Марата Бабина в Государственном историко-архитектурном и художественном музее «новый Иерусалим». Вторая выставка прошла в январе 2012 года в Центральном доме художника в Москве.

Марат Бабин окончил отделение мастеров Строгановского училища (1948), много лет работал мастером художественной обработки металла, декоративного оформления зданий и реставрации, с начала 1950-х в станковой и монументальной скульптуре. Главными материалами избрал дерево, металл, металлизированный цемент. Одна из первых композиций Бабина была создана как отчетная по итогам творческой командировки от Союза художников СССР. Это скульптура «Иисус и Петр. Трижды не пропоет петух, как ты отречешься от меня» (1964, металл, дерево). Однако приемная комиссия работу отвергла. Причина, конечно же, в сюжете, далеко отошедшем от социалистической тематики.

Еще один неординарный, можно сказать шекспировский, сюжет — Владимир и Рогнеда, известный многим по эффектному, артистичному полотну А.П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» (1770). Скульптура в дереве «Рогнеда» датирована 1962 годом. Радикальна форма статуи — монолитная, кубизированная, устремленная в небо. Рогнеда стала для художника знаком преодоления трагических жизненных обстоятельств.

Все женские персонажи Бабина, от «Африканской девушки» (1962) до «Евы» (1995) и даже более камерной «Всадницы» (2003), отличаются душевной стойкостью. Дочь скульптора Ольга Бабина вспоминает: «Отец воспринимал женщину как явление более высокого порядка, носительницу большей мистической одухотворенности, тайны (это принесло ему прозвище «феминист», с чем он, хоть с усмешкой, но соглашался). Личность моей матери, конечно, тут сыграла важную роль».

Бабин полагал, что свершения истории могут быть выражены узлами и прорывами абстрактных геометрических форм. Сила события — в силе отдачи натянутого лука, пружины катапульты, в дальности полета стрелы. Одну из своих абстрактных скульптур он назвал «Утро стрелецкой казни. По Сурикову» (2002, дерево, оргалит, металл).

В 1960-е годы Бабин использует цельный блок дерева, иногда добавляет склейку и монтаж отдельных кусков и деталей. В такой технике исполнены статуя «Рогнеда», композиция «Варяги» (1963) и ряд других скульптур. В 1990-е метод работы в дереве кардинально меняется.

В 1990—2000-е годы художник осуществил масштабный проект — выполнил серию деревянных статуй, в которых дух архаики совмещен с конструктивной формой. Бабин, кажется, намеревался запечатлеть новую генерацию исполненных величия несуетных людей. В качестве материала он использовал дерево, но не цельные куски и стволы, а обрезки досок, сколачивая их маленькими гвоздиками, склеивая, подбирая как эксклюзивное панно. Отслужившие свой срок доски и щепки возродились для новой жизни в скульптурном эпосе. В результате возникали полые внутри фигуры-терема. Опорой всем конструкциям служили скрытые внутри скульптуры металлические каркасы.

Одна из оригинальных композиций 1990-х годов — «Ева» (1995, дерево). Художник облек эпическое содержание в конструктивистскую форму, совместил натуру и воображение, мощь этюда и знаковость монумента. Вокруг «Евы» сами собой возникают фантастические картины: пирамиды и обелиски, романские замки и закованные в доспехи рыцари, сторожевые башни и световые столпы.

Если «Ева» пребывает в созерцательном покое, то «Земля» (1991, дерево, металл), напротив, в действии, фигура атлетической комплекции, гипертрофированные ступни и кисти рук. «Земля», кажется, продолжает вечную, универсальную тему сбора урожая. Вокруг нее возникает ландшафт воображаемого поля, простора неба. По законам жанра, мифическая крестьянка должна трудиться в поле, собирать урожай, вязать колосья в снопы. Меж пальцев ее огромных рук вмонтированы пластины высокопрочного металла. Металлические элементы усиливают ощущение мощи, несгибаемости, преодоления.

Бабин вдохновлялся искусством Древнего Египта, высоко чтил канон и закон ритма, меры, зрительного равновесия. «Земля» — это зримый, действенный авторский манифест, опыт проникновения в глубины времени, в магическое пространство древнеегипетского искусства, мироощущения, труда и ритуала. Фигура сохраняет в наклоне абсолютно прямую спину, поперечные элементы, имеющие сходство с набедренной повязкой египетского земледельца, вызывают ассоциации с египетским рельефом или изображением на папирусе.

Парадокс поисков Бабина — в контрасте пластических ходов. От объемных полых фигур он легко переходит к линейной графике металлических прутьев и пластин. Фигуры реду-цируются в пронзительный, режущий контур. Художник сваривал металлические прутья и наращивал объем особым фер-роцементом собственного изобретения (на отливку в бронзе не было средств). Метод наращивания или дополнения объема позволял придать каркасным формам антропоморфные черты. Такова скульптура «Инвалид» (1968, бронза, дерево). Фигура похожа на паука, она врезается в землю острыми шипами. Видно, с каким трудом и напряжением шипы– опоры отвоевывают пространство трехгранного основания скульптуры.

Скульптура «Слуга Авраама» (1975, бронза, дерево) совмещает телесность и бестелесность, объем и редукцию формы. Только таким и может быть слуга Авраама. Когда Авраам общается с людьми, слуга пребывает в теле, когда Авраам общается с ангелами, слуга принимает нематериальный облик. Слуга Авраама способен выполнить любую задачу именно потому, что объединяет контрастные начала природы: энергию и материю, форму и прозрачность. Фигурка слуги изящна, деревянный плинт (подставка), напротив, массивен, широк и длителен, на нем могут поместиться с десяток таких слуг. В этом контрасте заключена интрига.

У Альберто Джакометти есть скульптура «Человек, пересекающий площадь» (1949, бронза). Бестелесный, проволочный человек с огромными ступнями шагает по массивной бронзовой плите (мостовой). Ступни прилипают и увязают в тяжкой и вязкой материи основания. Плита становится главным героем композиции. Чем дальше движется персонаж, тем дальше отступает горизонт. Основной становится тема пространства, выраженная посредством массивного постамента. Бабин в полной мере усвоил силу этого модернистского приема. Чаще всего основанием служат сбитые деревянные бруски и доски, иногда они окрашены в белый цвет. Постамент предстает не как выставочное завершение скульптуры, но как обычный рабочий стол мастера. На нем можно резать, пилить, склеивать…

С 1997 года Бабин руководил студией скульптуры в школе № 1311, известной как «школа Липмана» или образовательный центр «Тхия». Для вестибюля школы художник по своей инициативе создал портрет Соломона Михоэлса. Уже в первом небольшом, камерном эскизе была открыта глубина эмоционального состояния персонажа. Задумчивый, вопрошающий, глубокий и грустный взгляд. Михоэлс словно прислушивается к голосам воспоминаний.

Бабин часто обращался к символам иудаизма. В 1998 году перед зданием образовательного центра «Тхия» он установил металлический монумент в виде ханукального светильника — символическую защиту от темных сил. Архитектурный комплекс образовательного центра несколько отличается от унылых, серых, типовых школьных зданий. Фасады облицованы цветными материалами, входной портал обрамляет мажорная монументальная роспись. Графичный силуэт светильника контрастирует и встраивается в единую архитектурную перспективу. В скульптурном светильнике выразилось предпочтение Бабина вертикальным композициям, совмещению архитектурных и пространственных графических элементов.

Особая область творческих инициатив Бабина и неотъемлемая часть его жизни — преподавание скульптуры в созданной им детской студии. Бабин непосредственно участвовал в созидательном процессе. Учитывая пожелания юных авторов, он раскрашивал и обжигал в печи готовые композиции.

По словам дочери скульптора, Бабин, к своему удивлению, обнаружил, что творчество детей в скульптурной студии — это серьезное искусство. Его задачей стало помогать выявить эту мощную стихийную одаренность.

Ольга Бабина вспоминает: «Студия ʺТхияʺ — явление замечательное и странное, тут был некий взаимообмен идеями. Каким образом? Бог весть. Отцовские скульптуры создавались годами, детские — за минуты. При этом неожиданное сходство. Так же, как отцовские, детские работы передают не только явления, но и сущности, идеи».

В свое время Кобо Абэ в знаменитой повести запечатлел образ человека-ящика, человека, скромно живущего в ящике и полностью изолированного от красот окружающего мира. Конструктивные «монументы» Бабина и в целом его творчество — внушительная альтернатива «ящиковым» персонажам.

ДИ №3/2012

28 июня 2012
Поделиться: