×
Совсем молодое искусство
Владимир Опара

На международной выставке современного искусства «Ostrale 09» (Германия, Дрезден) для нашего проекта «Artfor creative house» в одном из помещений бывшей скотобойни был оборудован кинозал. В этой скотобойне в 1945 году среди пленных был солдат американской армии Курт Воннегут, впоследствии знаменитый писатель, автор романа «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» о варварской бомбардировке Дрездена американскими и английскими ВВС. Наш проект состоял из серии фильмов, снятых в 2006–2009 годах в Доме творчества Кардовского в Переславле-Залесском в заброшенных, полуразрушенных скульптурных мастерских. 

Возраст участников 12–16 лет. Появление детей на «взрослой» выставке с недетскими фильмами, в скотобойне, описанной в романе Куртом Воннегутом, можно отнести к категории феноменального. Фактура стен в нашем фильме походила на фактуру помещений скотобойни. Было полное ощущение, что фильмы снимались здесь, в Дрездене.

Проект был успешным, и мы получили приглашение участвовать в «Ostrale 10». В 2010 году «Artfor» показал два проекта: видеоинсталляцию Владимира и Майи Опара «Депортация» и проект «Очень странная тихая провинция», в котором опять участвовали школьники 12–16 лет. «Очень странная тихая провинция» — это 800 фотографий, из которых был смонтирован фильм. Трек для фильма — этническая японская музыка. Выбор не случаен, японская этническая музыка уводит от банального восприятия окружающего, придает ощущение космичности сценам русской провинциальной жизни. Как и большинство проектов, «Странная провинция» состоял из отдельных работ, объединенных концепцией кураторов. Жюри «Ostrale 10» выбрало его для участия в международной выставке «Out ostrale». Он был показан в Венгрии, Польше, Бельгии, Германии в сезон 2010/11 года.

Детей мы интегрировали во «взрослое» искусство для понимания новой молодежной культуры. Причина еще и в их отношении к новым технологиям как обычному инструментарию, которым они овладевают без психологических перегрузок. Мы, кураторы «Artfor», выполняем еще и функцию учителей (надеемся, в восточном смысле). Школьников надо было научить работать в графических компьютерных программах, пользоваться фотовидеокамерой, но и самое важное — «видеть», сформировать художественное сознание. Фотографии, на наш взгляд, нельзя научить. Но ее можно почувствовать. Должна произойти некая коммуникация между тем, что «видит» фотоаппарат, и тем, что чувствует и «видит» снимающий. Однако невозможно сделать художественную фотографию без умения рисовать, то есть мыслить графически, без понимания формальной стороны изображения, его геометрии, структуры. В «Artfor» сложился принцип обучения в творческом процессе, здесь ничего не делается вне проекта.

Сейчас мы снимаем новый фильм «Очень странная тихая провинция-2. Европа». Нам показалось интересным увидеть глазами молодежи русскую провинцию и провинцию Евросоюза, столкнуть образы и понятия, попробовать понять, кто мы, что в нас общего и что нас делает такими разными и поэтому интересными друг другу. Планируем показать новый проект в Европе, на международной выставке современного искусства в сезон 2013/14 года.

ДИ №3/2012

28 июня 2012
Поделиться: