×
Пути-дороги художников

Тема Салона «ЦДХ-2012» – «Пути-дороги» — фактически обобщила эту центростремительную тенденцию. А еще нынешний год — год двадцатилетия Международной конфедерации союзов художников, организации, ставшей в 1992 году правопреемником прекратившего существование Союза художников СССР. Художники, в отличие от политиков той поры, ничего между собой не делили, а напротив, пытались сохранить то, что удастся, не дать растащить по «национальным квартирам», а сосредоточить в создававшейся тогда в спорах конфедерации. Разрыв между двадцатилетием конфедерации и пятнадцатилетием салонов объясняется тем, что созданной международной организации понадобилось несколько лет, чтобы доказать свою юридическую и организационную состоятельность. Доказать среди прочего и свои права на владение Центральным домом художника, построенного в свое время на деньги художников всего Советского Союза. Да, тогда, в начале 1990-х годов, многим казалось, что пути-дороги народов и культур, соединенных в СССР, исторически разошлись. Многим, но только не художникам, сохранявшим вопреки тогдашнему тренду мудрость творцов, своим талантом и предназначением призванным видеть дальше и глубже, угадывать за внешней оболочкой суть событий и чувствовать ход времени в исторической перспективе.

Сегодня общность их творческих путей на постсоветском пространстве — необсуждаемая данность. Даже союзы художников государств, теперь именуемых странами Балтии, неизменно откликаются на приглашения МКСХ участвовать в салонах и вносят в общую палитру свои оригинальные краски. Что касается салона этого года, то наиболее заметной и даже явной, пожалуй, оказалась тенденция к толерантности и плюрализму художнических мнений и позиций. И это естественно, ведь язык образов несоизмеримо богаче языка политического, а расширение авторских ракурсов способствует формированию более полной и объемной картины мира у зрителей. Дороги, выбираемые художниками, оказались представлены ими в работах не только зримо, географически, но и ассоциативно — в философских, исторических, культурологических, этнических и прочих аспектах. Пути-дороги председателя Московского союза художников, обладателя многих званий и наград Виктора Глухова, отметившего в минувшем году свое 65-летие и представившего на салоне квинтэссенцию персональной выставки, географически вполне локальные — Подмосковье, точнее Сходня. А оттенки настроений и художника, и его «моделей», среди которых заоконные пейзажи, самые близкие люди и привычные вещи, — бесконечные. Во всех работах узнаются московская школа и авторская манера, они конкретизируются в каждом полотне, объединяют работы общим настроем.

Дороги народного художника России Сергея Гавриляченко (Союз художников России) ведут из прошлого, но не буквального детства, а той эпохи, где издревле кони слиты с наездниками-казаками, а казачки смолоду осваивают мудрость терпеливого женского ожидания. И водные просторы — от вполне постигаемых речных до непостижимых, доступных лишь мифическому Харону. Группа живописцев Санкт-Петербургского союза художников (Юрий Васильев, Валерий Обедков, Александр Сайков, Александр Снетков, Петр Рейхет и Петр Татарников) представила итог своего путешествия, совершенного из Петербурга в… Армению. И вот ведь какое дело — лет тридцать назад такая поездка воспринималась бы как банальный пленэр, мол, поехали мастера кисти из Северной столицы писать горные кавказские пейзажи. Теперь и художнические ракурсы, и уровень зрительского восприятия иные. В них неподдельный интерес к древнейшей культуре и восхищение вечной и неувядающей красотой природы Армении. Экспозиция народного художника России, одного из основоположников «сурового стиля» Павла Никонова (Российская академия художеств) — почти мистическое путешествие. Это проникновение художника не просто в российскую деревню, но в уходящий, исчезающий мир с его теряющими смысл и значение законами. Здесь проступает трагическая грань экологии культуры, ведь исчезает не некий сегмент природы, а целый пласт человеческой цивилизации.

Иным, оптимистическим настроем оказался проникнут проект «Начало» (Творческое объединение художников Узбекистана), в котором показали свои работы молодые. И название отозвалось во многих полотнах своим метафорическим смыслом, особенно с учетом возможного восточного, суфийского контекста, где понятие пути как движения к самопознанию и самосовершенствованию наполнено огромным количеством оттенков подтекста…

Стоит еще раз напомнить, что принцип тематизма — вынужденный ход куратора Салонов ЦДХ (М.П. Карлова), позволяющий «собирать» в относительно цельную экспозицию огромную по масштабам выставку, собирать порой даже вопреки «суверенности» обязательных разделов, подготавливаемых союзами художников — членами конфедерации. Конечно, чаще роль формообразующей «рамки» отводится проектам, то есть довольно обширной зоне выставки, части которой предлагают авторы и галереи, а отбирает куратор. И то, что на нынешнем салоне немалая часть союзов представила не просто свои разделы, а проекты — явный и добрый знак. Он подтверждает, что «правила игры», задаваемые Исполкомом МКСХ и куратором салона, принимаются большинством «игроков» — союзами художников.

Прежде чем выделить несколько наиболее резонансных теме проектов, стоит назвать еще два имени из союзных экспозиций. Это Стасис Эйдригявичус (Союз художников Литвы). Его философски многомерные работы, особенно «Смерть отца» и «Путешественник с чемоданом», спрягают человека с геометрией земного пространства столь неожиданно, абсурдно, что выворачивают привычные смыслы наизнанку, ставя образ реально живущего человека перед зеркалом неведомой реальности завтрашнего дня.

В случае же с Ырысбаем Толоновым, чьи живописные работы были представлены Союзом художников Кыргызстана, акцент пришелся не столько на его живописные полотна, интересно сочетающие современный, достаточно условный образный строй с архетипами древней культуры кочевников, сколько на своеобразный экшен, устроенный вокруг художника. Дело в том, что на салон вместе с ним приехала и группа поддержки в составе искусствоведа, оператора и депутата Ошского совета, выступившего также в роли спонсора всей этой программы. И это еще один добрый знак, подтверждающий, что в регионе, совсем недавно пережившем острый конфликт, ширится понимание глубинной роли искусства в жизни людей. Утверждается признание того, что упрощать и уплощать духовный мир человека дальше уже некуда, что пора возвращать художнику исторически заслуженную роль в обществе если не пророка, то по меньшей мере суверенной личности…

Вот по этой, пожалуй, сейчас весьма актуальной оси координат «личность — неличность» и выстроились темы проектов художников-путешественников. Наиболее заострено одновременно и философски, и публицистически это противопоставление в проекте «XII» Сергея Мильченко. Двенадцать фигур с одинаково «стертыми», никакими чертами лиц, различающиеся только одеждой, роботоподобно «идут» в одном направлении. И только одна фигура, в которой угадывается Иисус Христос, стоит развернутой противоположно. Движение по прямой равнозначно движению по кругу, это путь в никуда. Тогда как движение-развитие немыслимо и невозможно без остановок-рефлексий. Для того чтобы не просто двигаться, а идти к цели, важно «остановиться, оглянуться». Но смогут ли даже остановленные гипотетическим Христом люди подобно праотцам двухтысячелетней давности повернуть мир к осмысленному и созидательному развитию? Насколько сегодня самостоятельны люди, чтобы становиться реальными и значительными личностями? Тема «Тайной вечери» и, шире, человеческого богоподобия и богоуподобления возникнет не раз на этой экспозиции. И в работах Го Дзя (проект «Обратный путь»), китайского художника, получившего классическое художественное образование в Москве. И особенно в фигурах и пластике скульптора-философа Леонида Баранова (проект «Нить Ариадны»), побудившего своим авторским произволом к важному диалогу «живого» Льва Толстого и Пушкина-памятник, принудившего летать со свечами фигуру Достоевского, выискивая человека. Да, во многих проектах просвечивает странное нынешнее время, часто с трудом, а то и вовсе не вербализуемое. Время, когда слова, попытки дефиниций отстают от убыстряющегося хода событий, как шум двигателя от сверхзвукового самолета. И в наступающей немоте не слышны, но лишь проступают некие контуры художнических прозрений…

И это исторически справедливо, что к художнику, пусть не фанфарно и манифестно и совсем не повсеместно, возвращаются право и роль отшельника и властителя… ну, не дум, конечно, уж не к месту и времени такая патетика, а хотя бы человеческого интереса к  необычной интонации, смелому ракурсу. Право быть личностью.

Оказавшись двадцать лет назад в силу политических обстоятельств отдельными и разделенными, художники, будучи личностями, творцами, решительно не захотели «пропадать поодиночке» и сохранили единый творческий союз. Художникам удалось изъять из его устройства то, что понуждало их к одинаковости, но укрепить то, что способствует реализации главного принципа — быть равными и разными. Именно поэтому в марте нынешнего года, за несколько дней до открытия Салона «ЦДХ-2012» председатель Исполкома МКСХ Масут Фаткулин по традиции сверил схему флагштоков на площади перед Центральным домом художника с международным протоколом расположения флагов государств всего постсоветского пространства. И десять дней московский ветер развевал флаги — символы союза  суверенных художников.

ДИ №3/2012