×
Московский арт-дневник

Художники – за честные выборы

ГАЛЕРЕЯ «PAPER WORKS»

Еще один вариант объединения стилистически различных произведений демонстрирует выставка «За честные выборы». Проект этот, безусловно, кураторский, но тема оказалась настолько актуальной, что возникало ощущение его стихийности. На выставку были привлечены маститые художники, но реализующиеся в несколько ином ключе концептуального искусства.

Неожиданный эффект заключается в том, что эстетическое качество представленных работ оттесняет на второй план злободневность выбранной темы. Столь серьезное и значительное социальное событие растворяется в эстетических новациях авторов. Кроме того, выясняется, что на протяжении многих лет мало что меняется в проблематике социума: зрелые и молодые художники с успехом поддерживают заявленную тему. Представлены работы Юрия Альберта (1987), группы «Синие носы» (2008), Валерия Чтака (2012) и др. Похоже, что «за честные выборы» не просто актуальная социальная парадигма, но для России становится метафизической темой, и вопрос о прозрачности власти остается подвешенным в воздухе. Несомненно, подобные выставки снимают социальное напряжение, и тут обнаруживается два пути – ироничное юмористичное отстранение или же эстетизация проблемы.

В январе в Москве на «Artplay» открылась выставка «народного» творчества «Вы нас даже не представляете», где были показаны плакаты с прошедших массовых митингов. Сравнение этих выставок обнажает корни актуального искусства, один из его источников – неумирающий городской фольклор, часть которого мы увидели в залах «Аrtplay». Вместо анекдотов и карикатур в народные массы приходят аналоги концептуального современного искусства, так что влияние авангарда и городской среды оказывается взаимным.

«Серое»

ГАЛЕРЕЯ «BRUSOVART COMMUNICATION»

23 января открылась выставка «Серое» из собрания Михаила Алшибая и Кати Фалькович. Известные московские коллекционеры предоставили из своих коллекций работы художников разных поколений и стилей, показывая тем самым, что живописные произведения могут складываться в естественную мозаику не только благодаря какой-либо концептуальной идее, но и просто по формальному признаку: организаторы сделали выборку из работ, выполненных в серой тональности. Время презентации проекта выбрано удачно: массив серого в произведениях резонировал с зимним московским ландшафтом, подчеркивая его многообразие оттенков в засыпанном снегом городе. Выставка привлекла профессионалов, ведь нейтральные серые тона составляют основу многих живописных построений, экспозиция приоткрыла тайну живописной лаборатории, зачастую скрытую от глаз зрителя.

Тональный стандарт, узкая шкала позволяют найти общее в творчестве программно разных художников. Авторы оказываются близки по интенсивности зрительского видения.

Хорошо знакомые пейзажи Константина Батынкова и постановочный метафизический натюрморт Дмитрия Краснопевцева взаимодействуют здесь друг с другом, раскрывают искусственность городского пространства и органическую естественность геометризированного натюрморта. Работы, содержащие текст, например, «Серым по серому» Дмитрия Гутова, воспринимаются как граффити, выполненные в огромном пространстве серого города. Неожиданно выделяются абстрактные работы, как, может быть, наиболее дружелюбные по отношению к зрителю.

«Библейская почта»

Юрия Шабельникова

ГАЛЕРЕЯ MG MГЕЛЬМАНА

В этом проекте художник трактует современный мир как своеобразную мистерию. Собственно, его интересует, что является Божественным посланием сегодня. Хотя представлены живописные работы, по стилистике они близки к средневековой гравюре – иллюстрации. «В Средние века сложился такой вид искусства, как иллюстрация рукописных книг. Параллельно с этим возник жанр мистерии в театральном искусстве. На границе между иллюстрацией и драматургией, где основой или нарративом является Священное Писание, и складывается структура проекта "Библейская почта"», – говорит художник.

Апокалиптическое послание автора содержит новые трактовки. Так, Святой Дух, присутствующий на всех полотнах и во всех объектах экспозиции, представлен в виде эфемерного бумажного самолетика, сложенного листа библейского текста. Художник говорит: да, он легок и хрупок, но его проявление в грубом и очень конкретном материальном мире неизменно, а воздействие радикально. Шабельников отправляет этого бумажного голубка в разные уголки земли, которые представлены на огромных полотнах в монотонных серых тонах. «Все сюжеты или мизансцены, хотя и малой частью, но все же отражают контент Священного Писания от начала (Первая книга Моисея) и до конца (Откровение святого Иоанна Богослова, или Апокалипсис)». Мир в его работах словно замирает, над ним нависла пелена облаков, которая грозит принести на землю новый потоп.

В живописных концепциях все чаще присутствует тема «текучести» образа, размывания объекта. Это уже не деструкция, свойственная, скажем, 1990-м годам, это новое ощущение времени как силы, смывающей и смешивающей устойчивые образы. Подобное настроение присутствует и в работах Юрия Шабельникова.

Еще раз о портрете

ЗАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВА

19 января здесь открылась выставка Валерия Сахатова «Портрет без сходства». Это проект одновременно закономерный и неожиданный для творчества автора. На протяжении последних лет Сахатов работал преимущественно в жанре абстракции, избегая фигуратив-ности и повествовательности. Его работы в этой области – синтез ряда традиций широкого диапазона: европейский авангард, среднеазиатская орнаментальность, каллиграфия Востока, русская икона. Неизменна в его работе доминанта колористической выразительности, и именно она наиболее явственно проявилась в его обращении к портрету синтетическому и обобщенному. Найденная новая манера – результат раздумий о природе света и цвета, на этот раз автор находит их источник в душевных состояниях человека. Именно они создают яркость и праздничность, которые присутствуют в экспозиции. Выполненные в насыщенной живописной манере полотна автора явно соотносятся с колористическими построениями иконописной традиции. Конечно, художественный инструментарий иконы относится к миру духовному, а Валерий Сахатов повествует о душевном, потому здесь нет повторов и цитирования иконописи. Его техника масляной живописи с богатыми и разнообразными фактурами создает обобщенные портреты-состояния. Такой метод художника позволил ему рассказать о современном человеке в оптимистическом духе и создать яркие колористические партитуры.

Возвращение Вулоха

ГАЛЕРЕЯ «ФАЙНАРТ»

С 23 января проходила выставка Игоря Вулоха «Возвращение». Выставки художника в последнее время – редкость, а то, что представлены последние работы мастера, еще больше увеличивает ценность этого «возвращения». Вулох всегда стоял особняком от основных течений, создал свой минималистический стиль абстрактной живописи. Его всегда высоко ценили и зрители и критики за особый колористический дар, качество работ и оригинальность живописных идей. Творчество Вулоха не переживало спадов, но сопровождалось длительными паузами, необходимыми для накопления новых идей. Каждый такой период молчания заканчивался появлением произведений принципиально нового цикла, что произошло и на этот раз.

В последней серии работы приближены к пейзажу. Они крайне обобщенные, но построенные на отчетливых структурах, одновременно живописные и конструктивные. Немало этому способствует выбор первоэлемента структур – удлиненное живописное пятно. Художник строго ограничил цветовой диапазон, используемый в серии, но при этом показал, как регулярная структура способна создавать богатый мир, полный не ожиданностей и насыщенный динамикой. Вулох по-прежнему крайне своеобразен, его новые композиции, при всей их ясности, не продолжают какую-то традицию, а становятся продуктом отважного эксперимента.

Современные пейзажи

ГАЛЕРЕЯ «POP \ OFF \ ART»

Здесь с 27 января по 26 февраля проходила выставка «В комнатах» Юлии Ивашкиной. Молодая художница в своих работах изучает современные интерьеры и пейзажи. Для выявления в них своего рода метафизического остатка приходится последовательно избегать присутствия человека и геометризировать форму. Основными художественными инструментами такой работы становятся тревожный колорит и сложносочиненные ракурсы и перспективы. В итоге знакомые и привычные ландшафты приобретают пространственное звучание, близкое, скажем, к таинственным работам Де Кирико. Но в отличие от этого мастера с его живописной насыщенностью Ивашкина выявляет бесплотность и эфемерность, казалось бы, тяжеловесных геометрических объемов.

Сумма супрематических плоскостей, наполняющих окружающее пространство, под внимательным взглядом живописца приобретает призрачный, сюрреалистический оттенок. Строгие формы, словно просчитанные на компьютере, в живописном пространстве холста обретают легкость и сливаются в проходящий цветовой поток. Обращаясь прежде всего к «актуальному», эта живопись выявляет присутствие того, что существовало в геометрической абстракции начала ХХ века и сюрреализме 1930-х годов. Выясняется, что современное искусство органично наследует опыт предшественников и работы многих молодых живописцев, недавно вышедших на большие выставочные площадки. Основанные на традиционализме, они воспринимают искусство ХХ века как фундаментальную классику.

ДИ №2/2012