×
Неприкаянный герой
Виктория Хан-Магомедова

В рамках Года Испании в России в ММСИ открылась выставка «Игнасио Бургос. Ретроспектива. 1993 — 2011». Представлены работы «Бобслей-2», «Игроки в гольф», «Футболист», «Брокеры»… 

Игнасио Бургос. Игрок в гольф 2011. Смешанная техника

Экспрессионизм Бургоса проявляется в сериях живописных работ большого формата, в которых он прибегает к деформации, по-своему интерпретируя реальность, повседневную жизнь, не драматизируя ее, но насыщая сценографическими эффектами. В окружающей действительности он находит сюжеты и вдохновляется глубокими эмоциями, переживаемыми людьми. Эти универсалии художник трактует в своих картинах очень индивидуально, предоставляя зрителю возможность увидеть различных персонажей, осмысливающих свои личные драмы, при этом он изображает героев без какой-либо аффектации. Бургос стремится передать мысли, чувства современного человека и находит для этого подходящую манеру.

Художник обладает солидной профессиональной подготовкой. Он окончил факультет изящных искусств Университета Комплутенсе в Мадриде, в 1991–1993 годах учился в Высшей школе искусств Берлина у Клауса Фусмана. Бургосу 43 года, он уже получил известность за пределами Испании, выставлялся в престижных галереях Европы, США, Индии. Помимо живописи Бургос занимается фотографией. В этой сфере он также добился заметных успехов. В 2005 году его пригласили в ЮНЕСКО в жюри по присуждению международных премий по фотографии на тему «Человечество».

Этот пытливый художник вообще склонен к экспериментам с разными материалами и техниками. В 2006 году он с увлечением работал со стеклом в мастерской скульптора Ричарда Гласса в Дортмуре, в Англии.

Бургосу нравится путешествовать по миру, перечень городов и стран, где он побывал, впечатляет, и, куда бы он ни отправлялся, всюду брал с собой альбомы и блокноты, в которых делал зарисовки, наброски того, что поразило его. Красочные альбомы с зарисовками тоже представлены в витринах на выставке. Эти блокноты — своего рода творческая лаборатория, а также источник идей, хранилище замыслов для больших холстов.

Разъезжая по разным странам, Бургос иногда обосновывается в каких-то местах надолго, чтобы лучше изучить жизнь людей, их заботы. И конечно, работать. В 1991–1993 годах он жил и работал в Берлине, в 1994-м и 1998-м находился в Нью-Йорке, в 2000–2001 жил в Париже, а в 2004-м открыл свою студию в Касабланке.

«Яхтсмены», «Шахтер», «Марокканцы»… Под впечатлением от поездок созданы многие его картины. В «Венецианском карнавале» автор стремится передать эмоции участников, их воодушевление, эйфорию. На картине персонаж в маске трактован как некая красочная субстанция. Чтобы передать дух празднества, художник обращается к экспрессионистической манере, доводя ее почти до абстракции.

На выставке можно проследить эволюцию в искусстве Бургоса от ранних произведений, в которых ощущается сильное влияние «черных» картин Гойи («Арест», 1993), до более свободных, написанных гибкими, текучими мазками, вибрирующих полотен, созданных в последние годы. В них он утверждает свою манеру письма, экспрессивную и выразительную, с загадочной недосказанностью, непроявленностью чувств персонажей. Он оригинально использует свет, цветовые градации, деликатную фактуру, для контраста иногда оставляет холст незаписанным. Это позволяет ему выявить в своих персонажах ранимость, незащищенность, неуверенность в себе («Победитель — проигравший»). Даже изображенные им спортсмены кажутся рефлексирующими, сомневающимися в своей победе.

Кого бы ни изображал Бургос — повара, рабочего, бобслеиста, солдата, игрока в гольф, — все его персонажи находятся в разладе с собой. Тем самым художник словно подчеркивает, что в эпоху научно-технического прогресса человек все более явственно ощущает свое одиночество и незащищенность. Непонятый, одинокий, он напрасно ищет удовлетворения и не находит его ни в работе, ни в спорте, ни в развлечениях. Часто появляется на его картинах персонаж, закрывающий лицо руками, даже автопортрет такой есть. Что скрывается за этим жестом? Неуверенность? Боль? Отчаяние? Такого неприкаянного героя нашего времени и воспевает Бургос.

ДИ №1/2012

7 февраля 2012
Поделиться: