×
Люди и город
Александр Балашов

Выставка «Люди и город» из собрания группы «Unicredit» состаялась в ЦСИ «Винзавод». 

В экспозицию вошли работы из нескольких коллекций, составляющих одно из самых значительных корпоративных собраний в Европе. Оно насчитывает около 60 тысяч предметов искусства, относящихся к различным эпохам и направлениям, от Древнего Египта и Месопотамии до современности. Основные коллекции, которые объединяет сегодня финансовая группа «UniCredit», принадлежат входящим в нее банкам Италии, Австрии и Германии. Они располагают уникальными фондами, достаточно упомянуть имена Тинторетто и Каналетто, Франсуа Буше и Франсиско Гойи, Карла Шмидта-Ротлуфа и Макса Пехштейна, чьи произведения являются украшениями коллекций.

В Москве были показаны работы, авторы которых считаются классиками искусства ХХ столетия — Джорджо Моранди, Оскар Кокошка, Джорджо Де Кирико, Анри Картье-Брессон, Христо Явачев, Питер Блейк и другие. Корпоративная коллекция отражает намерение финансовой структуры участвовать в формировании и поддержке культурных моделей современного общества, поэтому характер или основное направление этой выставки можно назвать гуманитарным.

Выбор выставочной площадки — Винзавод — был продиктован намерением привлечь к проекту внимание как специалистов, так и широкой, прежде всего молодежной, аудитории.

Выставка стала заметным событием в программе Года итальянской культуры и итальянского языка в России и российской культуры и русс кого языка в Италии.

Одновременно она явилась новым звеном в цепи выставочных проектов финансовой группы «UniCredit» в последние годы. Особое место среди них занимает проект «Past Present Future», реализованный в Вене в 2009–2010 годах. Его куратором выступил президент комиссии «UniCredit» по искусствоведению профессор Вальтер Гваданьини, он же стал куратором и выставки «Люди и город» в Москве.

Проект «Люди и город» — метафора современной европейской культуры. Это история путешественника; прогулка в случайном сплетении дорог, маршрутов, городов и континентов; впечатления и воспоминания туристов, которые часто ограничиваются лишь перечислением названий мест и имен; то, что они сохранили в памяти; то, что встречалось им на пути. «Между трофеями и воспоминаниями есть большая разница» — так называется работа Ринуса ван де Вельде. В русском языке это название может звучать как «различие между трофеями и сувенирами»: есть то, что сделано, чтобы напоминать, чтобы формировать нашу память и создавать общие воспоминания, и то, что мы сделали, чтобы помнить, что является фактом нашей жизни. Так намечается различие между фиктивным и реальным. Изображение заставляет зрителя балансировать в наполненном иронией и тревогой пространстве между определенностью и абсурдом, между текстом и ускользающим смыслом.

Современное искусство больше не удовлетворяет любопытство номадов, оно ожидает от них встречного действия — ответов на вопросы, которые новые место/ культура/ текст вызывают у человека, в которых звучит ожидание нового, новых культурных целей и нового искусства. Таково содержание современности. Мы можем двигаться по схеме и воспринимать культуру как движение по схеме. Можем двигаться так, как советует нам путеводитель, или так, как если бы присоединились к экскурсии и пошли маршрутом, который предлагает экскурсовод. Разве не то же самое происходит на выставке или в изучении истории культуры и понимании современного искусства? Когда мы слышим чужие рассказы, чужие истории и даже видеть можем так, как будто смотрим глазами других людей, и этого не замечаем. Но есть другой маршрут. Каждый человек в состоянии открыть свой город, создать свою модель культуры. А каждый город — это состояние культуры.

Может быть, поэтому московским зрителям так много говорит работа китайского художника Чжан Пенджи «Незарегистрированный город» — констатация печального состояния древних городов, которые теряют культурный смысл в обществе, измеряющем ценность экономической целесообразностью; они становятся руинами и остаются руинами культуры, даже когда над этими развалинами возносятся небоскребы.

Современный человек существует между несколькими историями — завершенной, окончившейся/скончавшейся — мертвой историей, все еще продолжающейся и как бы уже чужой историей и той, что появляется в его собственном опыте, в которой он сам изменяет свое прошлое и настоящее.

Когда зритель начинает считывать выставку как сеть высказываний о современной культуре, открывается другой слой смыслов.

«Люди и город» — это проговаривание многочисленных шифров, кодов, знаков, схем, расписаний и карт, то есть условностей, с коими современный человек сталкивается постоянно, стоит ему сделать одно самостоятельное движение навстречу пространству культуры, где он еще не зарегистрирован; одновременно это территория неустойчивых границ и идентичностей, открывающаяся перед человеком как пространство свободы перемещений во времени и языке.

Куратор предлагает зрителю свой маршрут и путеводитель не для того, чтобы тот чувствовал себя уверенно и защищенно; он рассчитывает на то, что посетитель, вовлекаясь в диалог с выставочным пространством, начнет говорить и действовать самостоятельно. Выставка не провоцирует зрителя; своим взглядом куратор не подменяет ни позиции художника, ни восприятия наблюдателя. Здесь собраны вместе разные голоса, разные истории и интонации. Вся выставка — это работа с пространством диалогов, в которые вступают времена, школы, техники и культурные смыслы высказываний.

Попадая на выставку, зритель начинает узнавать или вспоминать истории, места и точки зрения, и таким образом оставляет позицию наблюдателя и сам становится участником события. Он сам говорит на языках, которые слышит в новой среде, ему достаточно только открыть в себе готовность к собеседованию. К этому открытию и обращается искусство. Выставочное пространство, в свою очередь, становится не столько местом и временем, сколько способом погружения в диалогическую среду современного города и современной культуры; мы оказываемся в состоянии расслышать текст и дыхание этих пространств, вернее, бесконечное множество текстов и дыханий, составляющих наш культурный опыт.

Российская часть коллекции «UniCredit» была представлена двумя работами, относящимися к 20-м годам прошлого столетия.

«Городской пейзаж с мостом» был написан Леонидом Зусманом в Ленинграде в середине 1920-х годов, во время учебы в преобразованной во Вхутеин (Высший государственный художественно-технический институт) Академии художеств, где он занимался в классе К.С. Петрова-Водкина. В этот период художник создал цикл городских пейзажей, исполненных поэтики Достоевского и Блока. В реальности Ленинграда тех лет, каким его воспринимает двадцатилетний художник, присутствует действительность Петербурга, призрачного города из прочитанных книг, текстов прошлого времени, сыгравших значительную роль в становлении личности художника.

Появление работы Зусмана в экспозиции рядом с произведением Оскара Кокошки стало выражением и отражением перемен, сказавшихся и на подходе к истории русского искусства ХХ века. В историю искусства Зусман возвращается вместе с целой плеядой еще вчера только специалистам известных мастеров, как автор, размышляющий о наполнении понятия человечности в условиях тотального доминирования системы конвенциональных фиктивных смыслов, о ценности личности как важнейшей культурной дефиниции нового времени, о свободе и культуре, возникающей из этой свободы и противопоставляющей себя власти.

Художественное наследие Зусмана — пример, как в культуре России прошлого столетия тенденциям героизации и огосударствления творчества противопоставляется индивидуалистическое, экспрессивное, но прежде всего ироничное и гротескное искусство. Оно создается вне системы социального и государственного заказов и не отвечает требованиям эстетики массовой культуры. Экспрессивность и гротеск отличают многие произведения Зусмана 1920-х; они же сохраняются в его работах 1950 — 1970-х годов и осознаются в наши дни как выражение экзистенциалистской составляющей русской культуры второй половины ХХ века.

Вторая работа из московской коллекции — картина Даниила Черкеса «Женщина в веках», также созданная в середине 1920-х, которая манифестирует культуру карнавала, ночной жизни города, праздника и кабаре, мира наизнанку. В ней звучит эхо дионисийской традиции, древней, сумеречной, оргиастической. В официальной культуре первой половины ХХ столетия эта традиция присутствует как неравноправная, а потому репрессированная, подавленная, и тем сильнее она привлекает к себе инакомыслящих. Это пространство маскарада и насмешки, тотальной инверсии декларативных постулатов и дискредитации иерархий ценностей, смыслов и авторитетов. Это смеховая культура, стремящаяся уйти из-под опеки законов и правил рационального восприятия мира, о которой в те же годы размышляют Йохан Хейзинга и Михаил Бахтин, неустойчивая, существующая преимущественно в пограничных состояниях, пародирующая, высмеивающая и отвергающая устойчивый распорядок жизни. Художник создает образ, в котором соединяет черты древней богини, появившейся из мрака хтонического мира, и дивы бурлеска. Так он говорит о тайных желаниях новой эпохи, о происхождении новой культуры и рождении нового времени.

Представительство русского искусства на выставке не было ограничено этими двумя картинами. Из собрания «UniCredit Bank Austria AG» в Москве экспонировалась работа Александра Родченко «Die Jazz-Band», небольшой фотомонтаж 1923 года из серии к поэме Владимира Маяковского «Про это».

Отметим, что именно фотография стала основным смыслообразую-щим материалом экспозиции.

Это не только исторические работы. Эжен Атже, Беренис Эбботт, Джанни Беренго Гардин и, конечно, Анри Картье-Брессон запечатлели образы ХХ века, ставшие сегодня хрестоматийными. Не менее сильное впечатление производят и фотографии Барбары Пробст, Веры Луттер, Флориана Майер-Айхена и других художников, использующих различные техники, чтобы говорить о современном мире.

Специального упоминания заслуживают архитекторы Ольга и Александр Филимоновы и Михаил Покрасс, построившие в Зале красного сложное технологичное пространство, отвечающее требованиям, которые предъявляют музеи к хранению и экспонированию предметов искусства. Во многом благодаря их работе стало возможным появление в Москве картин Джорджо Моранди, Макса Либермана и Альберто Маньелли и других произведений известных мастеров.

Выставка «Люди и город», которую организовал и провел в Москве «UniCredit», стала ярким примером эффективной и целесообразной политики одной из крупнейших финансовых групп Европы в области изобразительного искусства.

ДИ №1/2012

8 февраля 2012
Поделиться: