×
Вся – порыв вверх
Евгения Гершкович

В конце апреля комиссия Правительства Москвы по градостроительной деятельности рассмотрела вопрос о судьбе Шуховской радио-башни и рекомендовала принять решение о ее сохранении и признании памятником федерального значения.

Первый проект гиперболоидной конструкции в виде несущей стальной сетчатой оболочки Шухов разработал в 1919 году с расчетной высотой 350 метров, но из-за дефицита металла во время войны конструкция получилась 150-метровой. Подобные гиперболоиды, преимущественно одноярусные или двухъярусные, как, скажем, башня 1911 года в Ярославле, по техническим функциям были маяками, корабельными мачтами, опорами линии электропередачи, пожарными каланчами, радиовышками или водонапорными башнями. Башня на Шаболовке — шестиярусная (как и колокольня Новодевичьего монастыря) — пример реализации достижения русской инженерной мысли. Благодаря уникальному кружеву сетчатой конструкции, состоящей из клепаного соединения 288 стержнями, она куда легче и устойчивее многих своих современниц. Стройка шла без применения лесов и подъемных кранов: с помощью блоков и лебедок по очереди собирались верхние секции внутри нижней. Структура пружинила, легко противостоя нагрузкам, в том числе ветру. К слову сказать, в 1941 году башню крылом задел почтовый самолет, летевший из Киева, она получила сильный удар, но в последующие годы в ремонте не нуждалась.

«Вся — порыв вверх, вся — символ человеческого духа», — писали о ней воодушевленные современники. Первый радиосигнал башня передала в 1922 году, экспериментальное телевещание с нее началось в 1937-м, в 1939-м (в год смерти инженера) стало регулярным, четырежды в неделю по два часа. Ежедневные телепередачи с 1948 года начинались под звуки мелодии Исаака Дунаевского «Москва майская» с изображения на кинозаставке Шуховской башни, этот шедевр русского авангарда стал символом столицы.

За всю историю эксплуатации легендарное сооружение служило опорой антеннам крупных радио- и телевизионных станций, а в 2002 году, выдержав испытание временем в плане конструкторского новаторства, перестало работать по своему прямому назначению.

Сегодня башня, памятник архитектуры, рекомендованный к включению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, который многие называют российским эквивалентом творения Эйфеля, во всем мире служит прообразом для развития инженерных концепций легких конструкций. По методике Шухова построены башни в Китае, Великобритании, Японии. В городе Кобе в 1963 году — 108-метровая гиперболоидная башня, в 1968-м в Чехии 100-метровая, архитекторы Цюриха также вдохновлялись творением Шухова, возводя у себя башню в 2003 году.

Владимир Шухов был одним из первых фотографов-любителей. Камера «Вероскоп» конструкции Жюля Ришара с линзами Карла Цейса дала возможность инженеру фиксировать и анализировать собственные технические разработки. Разумеется, он снимал со всех ракурсов свое творение: снизу, насквозь и виды с улицы. По этим фотографиям видно, что на фоне малоэтажной Москвы Шуховская радиобашня тогда была самым высоким сооружением в городе, до сих пор ее видно из многих точек.

Вокруг нее в 1928–1930-х годах бригадой АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов) под руководством Н.А. Ладовского и Н.П. Травина был построен Хавско-Шаболовский жилой массив, расположенный между Серпуховским Валом, улицами Шаболовка, Хавская, Лестева (бывш. Хавско-Шаболовский переулок). В то же время на свободных территориях к северу от Серпуховского Вала, на участке по современной улице Шухова (бывш. Сиротский переулок) архитекторы Г.Я. Вольфензон и С.Я. Айзинкович строят первый дом-коммуну, центральная композиция которого соотносилась с вертикалью Шуховской башни, просматривающейся по главной оси здания. «Кузница нового быта» состояла из пяти-шестиэтажных корпусов, в квартирах отсутствовали кухни, плоские крыши предусматривали солярии, озелененный двор — курдонер, спортплощадку с беговой дорожкой. Башня Шухова служила высотной доминантой и кварталу жилых домов «Дровяная площадь» (проект 1930–1936 годов, архитекторы Ю.М. Мушинский, И.С. Николаев и др.), образованного поворотом улиц Хавской, Мытной и Шухова.

Башню Шухова ни разу не реставрировали, не красили. Коррозия зашла далеко, но нагрузка в сетчатых конструкциях перераспределяется так, что подобные башни в принципе упасть не могут. В настоящий момент памятник нуждается в комплексной экспертизе коррозии металлоконструкций и системе антикоррозийной защиты, включающей электронный контроль. Проект реставрации, в частности, предложили профессор МАРХИ Юрий Волчок и архитектурное бюро «Четвертое измерение»: заключить башню во временный короб с двумя стеклянными стенами, позволяющими работать с конструкциями по всей высоте.

Судьбой башни озабочены российская архитектурная общественность: Евгений Асс, Михаил Хазанов, Юрий Григорян и иностранные звезды: Рем Колхас, Тадао Андо, Заха Хадид, Том Мейн, Кенго Кума, Норман Фостер. Российские и иностранные специалисты, в том числе занимающиеся обслуживанием Эйфелевой башни, готовы провести экспертизу для будущей реставрации. Пока башня стоит на прежнем месте, доступ к ней ограничен, а вопрос о ее судьбе остается открытым. 

ДИ №3/2014

28 июня 2014
Поделиться: