×
Креативные рецепты. Выступления участников Всемирного саммита креативных индустрий

В марте Москва принимала Всемирный конгресс предпринимателей, на котором с 2009 года ежегодно встречаются бизнесмены, представители власти, инвесторы, исследователи и эксперты. Предыдущие конгрессы проходили в Канзас-Сити (США), Дубае (ОАЭ), Шанхае (Китай), Ливерпуле (Великобритания), Рио-де-Жанейро (Бразилия). В Москве конгресс проводился в ЦВЗ «Манеж», в его рамках состоялся Всемирный саммит креативных индустрий, на котором обсуждались модели успеха городов и креативного предпринимательства в разных странах, а также опыт творческих кластеров и бизнес-инкубаторов в России. Представляем вниманию читателей выдержки из выступлений участников саммита.

Софья Троценко, основатель центра современного искусства «Винзавод». На смену градообразующим промышленным предприятиям в городах сегодня приходят крупные культурные проекты, которые также можно назвать градообразующими. Все большее количество городов используют свой культурный потенциал как ресурс развития. Семьдесят процентов населения Земли, а это около пяти миллиардов человек живут в городах, малых и крупных, новых и с глубокими историческими корнями, и каждый стремится стать привлекательным для жителей, туристов и инвесторов. Что делает город креативным и насколько эта составляющая важна для его развития?

Мартин Бредгард Соренсен, руководитель Business Services муниципалитета Копенгагена (Дания). Копенгаген — город креативного бизнеса, это его политический приоритет. Креативное предпринимательство позволяет решать разные задачи (создание площадок для детей, уборка мусора, организация трафика) и получать экономический эффект. Инновации важны, но мы не забываем и о наследии, о традициях национального дизайна. Наша задача — создание инфраструктуры, способствующей появлению новых талантов. Городу необходимо быть конкурентным, чтобы его выбрали творческие люди. Мы стремимся, чтобы городское пространство стало манифестацией креативности, проводим много фестивалей. У нас нет прямых субсидий, что хорошо, а что плохо, должен решить рынок. Но мы стараемся сформировать правильную среду. Наши экспертные команды анализируют, как ее улучшать, обходимся без бюрократической системы, есть люди, которые помогают, а не контролируют. Важно, чтобы в бизнес можно было войти сразу — это система одного окна. Оказываем помощь как при создании бизнеса, так и в процессе его развития. У нас есть курсы для стартапов, консультации. Креативное сообщество — это приятная среда, хорошая связь, сетевое общение.

Михаил Ан, первый заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Ваш рецепт для Москвы?

Мартин Бредгард Соренсен. Будущее сложно прогнозировать. Вы должны быть гибкими и на ходу менять свои паруса, постоянно что-то подстраивать, иначе утонете. Город должен быть комфортным, доброжелательным, я имею ввиду не только культуру, спорт, образование, но и другие элементы, из которых складывается понятие «приятный город».

Софья Троценко. Для многих из нас все началось чуть более десяти лет назад с таких проектов, как международные ярмарки Арх-Москва, Арт-Москва, выставки интеллектуальной литературы Нон-фикшен. Эти события позволили понять, каков потенциал креативных индустрий. Они объединили тех, кто называет себя креативным классом и реализует проекты, основанные на творческом подходе.

Василий Бычков, генеральный директор центрального дома художника, Москва. Мы обращаемся к государству за поддержкой в создании инфраструктуры для развития культурных и творческих отраслей, так как видим, что культура по-прежнему воспринимается как отрасль образовательная, досуговая, а не полноценная отрасль экономики. Повышение конкуренции городов и регионов делает необходимым поиск дополнительных ресурсов эффективности, и таким ресурсом выступает культура. Если обратиться к опыту Европы, то там культурная, творческая отрасль занимает две целых, шесть десятых ВВП Европы. Для сравнения: недвижимость составляет только две целых, одну десятую процента, это большой сектор, в нем занято пять с половиной миллионов человек, то есть три процента работающего населения. Рентабельность этой отрасли очень высока — девятнадцать процентов, в отрасли сорок шесть процентов работников имеют высшее образование — в два раза больше, чем в других отраслях. В европейских городах ситуация разная, например, в этой отрасли в Амстердаме занято семь с половиной процентов работающих, Берлине, Мадриде, Милане — по десять, Лондоне — пятнадцать. Национальное наследие необходимо сохранять и пропагандировать, но именно современная культура способна адаптировать творческие инициативы молодежи и креативного класса. Основная наша проблема — разорванность культурного пространства. Поэтому для нас особенно актуальны такие модели, как европейская программа культурных столиц — проект, запущенный в Европе в восемьдесят пятом году. За прошедшие годы пятьдесят три города Европы стали культурными столицами. Этот проект требует колоссальных усилий от региона, он очень затратный, но и уникальный опыт — огромный стимул для регионального развития. У нас такие программы проводились в Поволжье и СНГ, есть идея в каждом регионе реализовывать программу культурных столиц.

Михаил Ан. Какой, по-вашему, потенциал у творческих индустрий в экономике России?

Василий Бычков. Потенциал огромен. Дело за инфраструктурой. В последнее десятилетие государство удалилось из области культуры. С одной стороны, это хорошо, с другой — нужны какие-то импульсы, модели креативности, которые будут приняты сообществом. Их потенциал мы видим на примере Москвы: за последние десять лет создана сеть творческих территорий. Есть хорошие примеры и в регионах (Астрахань, Петрозаводск, Ижевск).

Жорди Селлас-И-Феррес, генеральный директор «Creation and Cultural Companies», правительство Каталонии (Испания). То, что в последние годы мы называем креативной отраслью, в большинстве своем продолжение инициатив, которые начали реализовываться в семидесятых — восьмидесятых годах. Мы объединяем сорок тысяч культурных и креативных компаний, в которых работают сто семдесят тысяч человек, оперативная прибыль этого сектора составляет пятнадцать миллионов, поэтому правительство очень внимательно к нам.

Традиционно государство финансирует культурную и творческую деятельность: дает деньги на создание кинопродукции, музыкальных произведений (записи или живой музыки), сценические постановки, книжные издания. Мы должны поддерживать инициативы творческих людей, но субсидии — не единственный способ помочь росту арт-системы, ведь их нужно выделять каждый год. Это замкнутый круг. Некоторые театры, фильмы, музеи никогда не будут прибыльными, но у них прекрасная социальная отдача. Однако есть проекты, которые кроме культурной и социальной составляющей предполагают экономическую рентабельность. С разными секторами культуры мы работаем по-разному. У нас есть две цели: обеспечение занятости тех, кто работает в этой индустрии, и предоставление горожанам доступа ко всем типам культуры, которая им нужна. Чтобы помочь креативным проектам быть автономными, используем такой финансовый инструмент, как возвратная контрибуция — вклад с возвратом, беспроцентный заем и субсидия. Это эффективный способ финансировать культурные и творческие отрасли. Помещая их в одну корзину, говорим компаниям: мы работаем вместе с вами, разделяем ваши риски, но нужно, чтобы вы нам вернули все, если проект преуспеет. С две тысячи девятого года мы помогли шестидесяти компаниям в девяноста проектах. С двух миллионов мы дошли до шести, окупаемость составила девяносто восемь процентов. Если мы даем деньги на какое-то дело и оно окупается, то деньги возвращаются государству и оно может помочь другим компаниям. Это и есть модель успеха.

Елена Зеленцова, первый заместитель руководителя департамента культуры города Москвы. Многие города озабочены тем, как поддерживать деятельность креативных индустрий. Есть универсальные рецепты: создание творческих кластеров, стимулирование креативных предпринимателей. Но мне хотелось бы обозначить специфические для Москвы и России проблемы. Сегодня у нас на федеральном уровне существуют многочисленные международные программы развития креативных индустрий, и регионы пока не могут на них решиться, потому что креативная индустрия для них звучит как оксюморон — соединение несоединимого, экономического подхода и творчества. Креативное предпринимательство, индустрия — это не только рост привлекательности территории в целом, но и возможность для горожан найти пространство для самореализации, это нам кажется ключевым. Для ВВП города имеет значение рост нового бизнеса, но одновременно не менее важны показатели, которые гораздо труднее выразить в цифрах, — качество городской среды. Предпринимательство, особенно творческое, рождается не только из бизнес-планов. Для того чтобы появлялись новые идеи, которые могут стать новыми бизнес-концепциями, нужна особая питательная среда. Творческие идеи рождаются в пространстве живого диалога и общения. В Москве, к сожалению, до сих пор недостаточно развиты общественные пространства. Их дефицит характерен для всех постсоветских российских городов. Вторая важная вещь — несоответствие постсоветской модели запросам современного горожанина. Если вы пришли в музей, то должны осматривать экспозицию, если в библиотеку — читать в тишине, в театре — слушать, смотреть, понимать, то есть не предполагается живого общения. У нас есть проект переформатирования московских библиотек в медиацентры. Мы хотим создавать на окраинах места для досуга и общения. В Москве вся культурная инфраструктура сосредоточена в центре, поэтому жители спальных районов отказываются от участия в культурных событиях даже мирового уровня, потому что им просто далеко ехать. С осени мы запускаем проект «Московские культурные центры», новый формат организаций культуры, которые станут центрами коммуникаций, дискуссий. Будущие культурные пространства, в первую очередь московские парки, не только станут местами для отдыха, но и создадут большие возможности для предпринимательской активности. Организуются проекты в сфере благоустройства территорий, создания малых архитектурных форм. В этом году мы получили еще семьдесят четыре парковые территории, они все требуют содержательного наполнения. Имеются в виду не только кафе и торговые объекты, а творческие проекты для взрослых и детей, и другие формы активности.

С расширением общественно-публичных пространств мы начинаем испытывать дефицит качественных и интересных бизнес-проектов в области творчества, культурного досуга, новых сервисов. Клубы, библиотеки и музейные пространства сейчас меняются. Там создаются детские центры, организуются новые экскурсионные программы. У нас есть программа, непосредственно связанная с креативными индустриями, — коворкинг — площадки для предпринимателей, для креативных людей, у которых есть идеи, мы предоставляем им возможность общаться и начинать реализовывать свои проекты.

Арсений Мещеряков, научный руководитель факультета дизайна Высшей школы экономики, Москва. Наш новый факультет дизайна призван дать фундаментальные знания в области современной культуры, и прикладное, проектоориентированное образование. Если включать в креативную индустрию программирование и цифровые технологии, мы тоже получим пятнадцать процентов работающих, как в Лондоне. Такой подход к креативной экономике увеличивает ее потенциал. Возникает вопрос, как готовить студентов к тому, чтобы они могли делать все то, о чем сегодня говорилось? В нашем учебном заведении мы стремимся создать модель креативного города для своих студентов, которые значительную часть своей жизни проводят в стенах института. У нас есть специальные высокотехнологичные мастерские, где студенты в процессе обучения могут работать с разными материалами. Все сразу охватить невозможно, поэтому мы выбираем графический дизайн, дизайн среды и все, что связано с коммуникациями и интерактивностью, надеемся на сотрудничество со всеми институциями. У меня вопрос к зарубежным представителям. Студенты уже на первом курсе начинают задавать вопрос, куда они могут уехать работать после окончания вуза. Стоит ли для пофессиональной реализации уезжать из Москвы?

Жорди Селлас-и-Феррес. Творческие люди из России будут очень хорошо приняты в Барселоне, Копенгагене, где угодно, а молодые люди из Барселоны должны приезжать в Москву. Необязательно оставаться навсегда, можно пожить какое-то время, потом вернуться в свой город, создать свою компанию. Я думаю, нужно сотрудничать, мы должны создавать им условия для переездов из одного места в другие.

Мартин Бредгард Соренсен. Современные технологии стирают границы и расстояния между странами. Это очевидное преимущество при выборе работы: физически ты можешь быть где угодно.

Николай Матушевский, основатель и основной владелец дизайн-завода «Флакон», Москва. Есть ли у государства понимание, как развивать проекты типа завода «Флакон». И есть ли где-то окно, куда я могу обратиться за помощью по этому или каким-то другим вопросам?

Елена Зеленцова. На сегодняшний день Москве кроме уже работающих площадок нужны пространства, которые могли бы осваиваться творческими предпринимателями. При московских библиотеках в пилотном режиме будут открыты несколько книжных магазинов, чтобы интеллектуальная литература обрела свое место на традиционной территории культуры. Больше возможностей появится у клубов культурных центров. Но здесь надо взаимодействовать с конкретными площадками, поскольку у них разные концепции, так же как у творческих пространств — Винзавода, «Флакона» и других. Сегодня необходимо создавать бизнес-кварталы.

Михаил Ан. В конце прошлого года Москве передан ВВЦ/ВДНХ. Это более двухсот гектаров земли. Нужно сохранить культуру этого места, создать пространство для жителей и креативную среду. Это большой проект с огромным потенциалом, мы его будем реализовывать совместно с департаментом культуры. Наш департамент отвечает за реорганизацию промышленных территорий, и у нас есть собственники и площадки, где мы уже два года бьемся, чтобы найти людей, способных взять на себя управление ими. Чтобы государство выступало медиатором, который соединяет тех, кто умеет «создавать историю успеха», с теми, кто владеет активами.

Николай Матушевский. Мы отличаемся от обычного бизнес-центра тем, что у нас практически нет стандартных офисов. Мы не делали там ремонт, приводили в порядок только общие коммуникации, а арендаторам (мы называем их жителями «Флакона») предоставили возможность самостоятельно создавать свои пространства. У нас есть общественное зоны, где проводятся мероприятия, центры коворкингов (мы предоставляем рабочие места и оказываем поддержку стартапам). Инфраструктурные объекты — кафе, рестораны, ремесленные мастерские, в которых люди делают что-то своими руками (кожевенное производство, стекольное). Мы получаем много обращений от других городов о помощи в создании подобных кластеров и готовы поддержать творческих, креативных людей.

Павел Андреев, руководитель культурного бизнес-инкубатора «Квартал» в Ульяновске. Уже дважды Ульяновск становился культурной столицей: сначала Повол-жья, затем стран Содружества. С две тысячи девятого года культура стала приоритетным направлением регионального правительства. В двенадцатом году появилась такая институция, как фонд «Ульяновск — культурная столица», который занимается международными отношениями в сфере культуры и сейчас работает над формированием в регионе кластеров творческих индустрий. Мы рассматриваем кластер как систему поддержки малого и среднего предпринимательства, участниками которой станут не только творческие предприниматели, но и образовательные институции. В том же году при поддержке правительства мы создали креативное бизнес-пространство «Квартал», ставшее культурным бизнес-инкубатором. Инициатива исходила от команды молодых ребят, и региональные чиновники нашли для этого финансовые возможности. Для начала мы выделили двухэтажное здание конца девятнадцатого века, четыреста пятьдесят квадратных метров (до сих пор на карте Гугл можно увидеть, что там находится предприятие, оказывающее ритуальные услуги). С появлением «Квартала» некоторые учреждения начали применять коворкинговые форматы. Принцип инкубатора прост. Мы берем только творческие стартапы, у нас могут одновременно заселиться семь резидентов, они получают консультации по организации своего бизнеса, образовательную программу и льготную аренду. В первый год они платят пятьдесят процентов рыночной стоимости, во второй — семьдесят пять. На третий год либо полностью оплачивают аренду, либо, став конкурентоспособными, могут найти привлекательную точку в городе. У каждого кластера должно быть предприятие-локомотив. В регионе оно должно прийти извне и остаться или вырасти у нас, а для этого нужно время. У нас есть партнеры, помогающие вести образовательные программы. На наших дворовых территориях проходят различные праздники, в выставочном зале — экспозиции художников и дизайнеров, мы пытаемся дополнить систему творческого образования в регионе, потому что вузы дают профессию, но не учат реализовывать себя.

Ольга Сафрончик, заместитель директора культурного центра Зил, Москва. В две тысячи двенадцатом году в ДК ЗИЛ началась модернизация. Для реализации новых инициатив мы привлекли к сотрудничеству творческих предпринимателей, некоммерческие организации, и это стало одним из векторов нашего развития. В октябре тринадцатого года запустили образовательный проект для молодых специалистов в области модных индустрий. Начали с учебной программы. Затем запустили проект «Фешн фэктори», в ходе которого выпускники вузов реализовывали на практике знания в области моды. В планах создание творческой экспериментальной лаборатории, где молодые дизайнеры и специалисты в сфере моды могут экспериментировать с новейшими технологиями. Будем сотрудничать с департаментом науки и промышленности города и нашими партнерами в Китае и Японии. 26 марта стартует образовательно-практическая программа «Малый бизнес», в ходе которой можно узнать, как создать креативное пространство, открыть кафе или ресторан, запустить интернет-проекты и так далее. Мы сотрудничаем с предпринимателями и некоммерческими организациями, которые предлагают инновации в сфере образования и творческого развития. Одна из них — мастерские творческого проектирования. В них можно заниматься и проектной деятельностью и реализовывать синтетические междисциплинарные программы. 

ДИ №3/2014

28 июня 2014
Поделиться: