×
Времен связующая нить…
Юрий Подпоренко

Московские международные художественные салоны, проводимые ежегодно в марте, на 10 дней заполняют все пространство Центрального дома художника. По традиции они тематические, что дает возможность создать целостную экспозицию и сформировать у зрителей емкое образное представление о ней. Учитывая, что салон «ЦДХ-2014» проводился уже в семнадцатый раз, приходится признать, что без вынужденных тематических повторов обойтись практически невозможно. Да, может быть, и не стоит настаивать на строгой эвристике, ведь повторить, модифицировав удачно найденное, не такой уж грех. Так, салон этого года отчасти рифмуется с салоном «ЦДХ-2010», тема которого «Большое в малом» обрамляла содержание — рисунок. Категориальное оформление на нынешнем салоне поднялось на порядок выше: основу экспозиции составила графика, а тема стала практически всеобъемлющей — «Связь времен», хотя эта связь имеет в экспозиции реальные временные рамки: здесь были представлены произведения, созданные и в течение нескольких последних десятилетий. Тематически обусловленными предстали три больших раздела основной экспозиции.

Своеобразную перекличку эпох продемонстрировал традиционный раздел из коллекции международной конфедерации союзов художников (МКСХ). Проект «Мы капитаны, братья, капитаны…», названный по первой строке песни Новеллы Матвеевой, отсылает к романтическим временам полувековой давности. Еще один ракурс, оказавшийся созвучным общей теме, предстал в ряде локальных экспозиций художников — членов МКСХ. Здесь обнаружилась интересная вариативность и в приверженности традициям и, напротив, отходов от нее. В разделе «Проекты» были собраны произведения, демонстрирующие наглядную, а порой и буквальную связь поколений — учителя и ученики, художнические династии. Она проявлялась и в образном и стилистическом строе произведений, и формально, констатируя лишь факты ученичества или родства. Раздел «Из фондов МКСХ» на салонах присутствует неизменно. И это вполне логично, ведь коллекция конфедерации содержит несколько десятков тысяч произведений, и для большинства из них участие в выставках вообще проблематично, только отдельным из них удается «повидаться» со зрителем на салоне. Из обширного графического наследия были отобраны 100 произведений мастеров из всех республик бывшего СССР относительно недавнего времени — 1960–1980-х годов. Дистанция невелика, поэтому просматривается не столько минувшая эпоха, сколько личности художников. Работы Владимира Фаворского, Иллариона Голицына, Юлия Переверзенцева, Андрея Костина, Стасиса Красаускаса, Анатолия Кулинича, Арифа Алескерова и многих других воссоздали временное пространство, побуждая зрителя к сопоставлениям сквозь десятилетия — в выборе темы, приемах, стилистике. Произведения, авторы которых обращались к историческим, мифологическим, философским темам, и сегодня смотрятся весьма современно, демонстрируют автономность культуры от социально-политических пертурбаций.

Основной блок экспозиции салона, составленный из локальных разделов союзов художников, входящих в МКСХ, членится, впрочем, условно. В одних более ощутима приверженность традиции — культурной, стилистической, в других очевидно стремление к смешению разновременных тенденций искусства. Интерес к собственной истории, присущий национальным культурам в постсоветском пространстве, и прежде довольно высокий, усилился в последние два десятилетия. Поиском национальной идентичности отмечены работы казахских графиков Жумангазы Сагимбаева, Фатимы Молдабаевой (Тарази), Каната Шукирбекова. Их обращение к истории, эпосу пронизано романтической приподнятостью, героизацией прошлого.

Вглядываясь в прошлое, художники обнаруживают темы и исторических героев отдаленных времен, но теперь они оказываются значительными и важными, как принадлежащие к культурам отдельных государств. Таковы образы, навеянные поэзией омара Хайяма, в работах азербайджанского художника Адиля Рустамова и туркменского живописца Берди Чарыева. Эпическое ощущение своей культуры отличает графические листы художников Армении. Офорты Самвела Карапетяна воссоздают величественные пейзажи с историческими памятниками. А Генрик Мамян, создавая серию «Мовсес Хоренаци» («История Армении»), объединяет в культурный конгломерат историю и мифологию страны.

Анвар Мамаджанов из Узбекистана тоже обращается в своих рисунках к народным истокам, традиции, но оптика художника сформирована под влиянием легендарного персонажа Ходжи Насреддина, отсюда ироничная трикстерская интерпретация сюжетов и образов. Идея духовной преемственности, обращение к историческим образам-символам характерны и для российских художников. Портреты исторических личностей Павла Коновалова (Емельян Пугачев, В. Высоцкий) предельно лаконичны, выделена самая характерная черта человека, что усиливает экспрессивность образов. Тогда как Павел Пичугин не только обращается к историческим персонажам (офорт «Александр II»), но и стилизует их изображение, например, под гравюру позапрошлого века, лубок.

В офортах и линогравюрах молдавского художника Валериу Херца видно стремление совместить традиционную образность и опыт абстракции, и он находит точные средства для выражения сложных состояний («Таинственность», «Меланхолия»). Сочетание условности и фигуративности присуще и работе Арифа Алескерова и Мамеда Гусейн-оглы (Азербайджан) «Старый двор». У Керимбека Букара (Кыргызстан) изображение хранит память о натурных формах, которые растворяются в эмоциональной атмосфере произведения. Ярко был представлен на салоне и традиционный раздел российской академии художеств. В «Листах из альбома» многогранный по творческому диапазону Зураб Церетел предельно лаконичными средствами совместил в образах типическое, характерное и экспрессию состояний. Проект «Жилинский — легенда» совмещает полные тончайшего изящества живописные полотна и карандашные наброски: это своеобразное приглашение зрителя в святая святых, в закулисье мастера, чья жизнь и творчество стали выражением эпохи художнической честности.

Особый и значительный пласт выставки представлял проекты, выразившие идею преемственности. Речь о семейных династиях или художественных школах, когда идеи, стилевое своеобразие мастера творчески усваиваются или преображаются в работах учеников. Но в том и другом случае проявляются интерес и потребность продолжать и развивать творческую традицию. Таковы проекты «Учитель. Ученик», «Отцы и дети», «3+1», «мелодия офорта». Произведения таких известных мастеров живописи, как Анатолий Любавин, Татьяна Назаренко, Николай Андронов, Сергей Гавриляченко, Валерий Полотнов, и других размещены в экспозиции рядом с работами их учеников и детей. Эти мини-экспозиции создают зримую перекличку имен и времен. Да, целые поколения людей, наших современников, оказались волею судеб на рубеже эпох, в ситуации смены социальных обстоятельств, культурных кодов и нравственных ориентиров. Но реальным противостоянием «времени перемен» стали вот такие культурно-генетические цепочки, соединение времен творческим усилием. Глубинный смысл в том, чтобы не «порвалась дней связующая нить», чтобы искусство влияло на движение жизни и не позволяло возобладать этой суровой шекспировской печали. Для того чтобы быть художником, есть множество мотиваций, но эта, думаю, одна из главных.

ДИ №4/2014

16 августа 2014
Поделиться: