×
Превращения музея
Наталья Копелянская

Сегодня музеи переходят из режима однонаправленного менторского монолога в многонаправленные диалоги, рассматривая своих посетителей как партнеров, предлагая им участие. Термины «культура участия» и «музей 2.0» в музейный обиход ввела Нина Саймон (Nina Simon), написавшая книгу «Participatory Museum»1. Суть этих понятий в том, что музей, будучи социальным институтом, взаимодействует с человеком как с «социальным телом»2. Понятно, что музеи борются за свободное время посетителя, в этой конкуренции участвуют множество субъектов, среди которых Интернет, кино и торговые центры. В этом смысле новый подход при работе с посетителями по законам новых медиа может сделать музей успешным на рынке культурного досуга.

Интерактивная экспозиция «20 век: Ставрополь – Тольятти» в Тольяттинском краеведческом музее. Фото: Ирина Сосновская

Это подтверждает опыт музеев, которые уже давно работают в таком режиме. Несколько лет назад в рамках Профессионального форума «Музей и детская культура: активное участие, игра и удовольствие»3, где культура участия была главной темой, выступал Кольдер Цвики, сотрудник МоМА, возглавляющий отдел по работе с подростками, решающий сложнейшую для любого музея задачу сделать его актуальным для аудитории от 16 до 24 лет. Ни для кого не секрет, что молодые люди в этом возрасте, как правило, сосредоточены на себе, их мало интересуют вопросы истории и культуры, скорее проблемы самоидентичности и самопознания. Возможности музеев обращаться к темам, волнующим подростков, как оказалось, весьма велики. И Цвики продемонстрировал несколько моделей создания в музее молодежных сообществ, которые в дальнейшем дают естественный приток новых зрителей и даже квалифицированных сотрудников в этот институт. Он сам тому пример.

Важным и уже описанным качеством работы музея стала своеобразная терапия, инициирование эмоций и переживаний человека. Но если в традиционном музее это означает, что посетитель попадает в некое сакральное пространство, где надо вести себя по особым законам, то в рамках культуры участия мы говорим о музее как о форуме, где всякий может обсудить то, что его волнует и получить новые впечатления и знания. Люди — «пожиратели» эмоций, и больше всего они стремятся понять самих себя. Поэтому чем тоньше музей работает с эмоциональной сферой, учитывает ее в своей просветительской системе, тем он лучше. Казалось бы, это положение не требует особенных доказательств, но, к сожалению, когда мы видим уровень подготовки и коммуникативные навыки сотрудников российских музеев, дело принимает весьма драматичный оборот. Чтобы начать разговор с посетителем на сложные темы и быть готовым к обсуждению, нужно иметь собственный опыт рефлексии. Пока российские музейщики мало готовы к подобной работе, потому что они, как правило, сами представляют собой сгусток комплексов, среди которых главный — страх высказывания собственной позиции по отношению к тому или иному аспекту своей деятельности. Именно это рождает нечеткость формулировок и множество штампов и стереотипов типа «это наша общая гордость», «очаг культуры» и т.д, что всегда воспроизводится как своеобразный ценностный фон. Это поле для исследования, с одной стороны, а с другой — проблема: и посетителям, и музейным профессионалам взаимодействовать друг с другом в пространстве музея весьма непросто. Музейщикам не хватает коммуникативных навыков, у них есть большое желание расставить все точки над «i» и извлечь мораль, а у посетителя возникает чувство, что он все это уже видел и слышал. Отсюда вечное непонимание. В отличие от большинства российских музейщиков наши зарубежные коллеги, как правило, очень точно обозначают свою позицию, но не берут на себя ответственность нести «истину в последней инстанции», готовы признаться в том, что чего-то не знают, не стараются дать ответы на все вопросы.

Очевидно, что в музеях мы видим отражение проблем нашего общества, и поэтому особенно ценно, когда помимо своих охранительных функций, музеи обращаются к посетителям, задействуя темы, волнующие человека. Конечно, требуются новые подходы к локальной истории и культуре, они должны быть осознаны как ресурс развития. Как мне кажется, это означает в большой мере опираться на философию культуры участия.

В своем скромном музейном манифесте Орхан Памук, нобелевский лауреат и автор «Музея невинности», победителя Европейского музейного форума, сформулировал новые задачи так: «Музеи должны исследовать новый мир современного человека, его человеческую природу и рассказывать об этом… Надоели музеи, которые пытаются поведать историю какого-нибудь сообщества, организации, команды, общины, нации, государства, народа, фирмы или какого-нибудь предмета, объекта. Мы устали от них. И мы все сознаем, что истории обычных людей будут намного богаче, важнее и подарят нам больше радости, чем история всех народов, вместе взятых».

Думаю, эти слова особенно важны для исторических и краеведческих музеев. В недавно объявленном очередном конкурсе музейных проектов Российского фонда культуры приоритетом стала философия нового краеведения и локальные истории ХХ века, что, собственно, можно рассматривать как одно из направлений культуры участия.

В последний год в России появилось несколько музейных проектов, в которых была предпринята попытка работы именно в духе культуры участия. Это выставка «Искусство путешествий» Сергея Каменского в Свердловском областном краеведческом музее, проект «Открой пермский период» в Пермском музее древности, «Липецк в воспоминаниях современников. Век ХХ» в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства, «Сибиряки вольные и невольные» Томского областного краеведческого музея, «Сокровище мое» в Художественном музее Республики Татарстан.

Пример самого известного и распространенного проекта в рамках культуры участия — игровые музейные путеводители для всей семьи. Они рассчитаны на индивидуальное посещение и личную интерпретацию, и это то, что человек уносит с собой. Впервые они были разработаны для проекта «Детские дни в Петербурге»4, потом идея перешла в «Семейное путешествие» в Москве5, «На старт, внимание… в музей» в Перми6.

Для каждого музея путеводитель создается по несложному алгоритму, и его задания и связи с другими музеями должны быть прописаны с учетом возраста ребенка и возможностей отвечать на вопросы вместе с родителями. Таким образом, задачами оказываются воображаемая, а затем и реальная коммуникация, искусство верно задавать вопросы и слышать ответы, употреблять понятные слова, учитывать психологические особенности того или иного возраста и уровень подготовки. Выполнение этих правил дает удивительный эффект: общаться начинают не только родители с детьми, для которых поход в музей становится частью их общей жизни, но и музеи с музеями, поскольку в рамках проекта необходимо договариваться и быть открытым к изменениям.

Стоит упомянуть проект «Building Blocks»7, реализованный в Стокгольме, в центре Fargfabriken. Он не напрямую связан с музеями, но прекрасно иллюстрирует этот подход. Несколько международных архитектурных бюро исследовал, как детское видение идеального дома может изменить представление о нем взрослых людей. Детская ограниченность в архитектурных приемах в сочетании с абсолютной свободой выбора дали удивительные результаты. К участию были приглашены международные архитектурные бюро (шведские, сенегальские, европейские, американские) и дети от 5 до 16 лет. Задача архитекторов состояла в том, чтобы работать с детьми, как с настоящими клиентами. Дети рассуждали о том, в каком доме они хотели бы жить, а архитекторы должны были обсуждать с ними свои предложения и сделать проекты и макеты в масштабе, которые потом были показаны на выставке. Родителям нельзя было вмешиваться в процесс и влиять на выбор ребенка. Результаты оказались весьма любопытны. Для детей из Сенегала самым желаемым домом была вилла, которая могла бы находиться в их городе, но принадлежала бы людям более высокого социального статуса. А благополучные шведские дети в своем воображении рисовали нечто, почти не имеющее связи с реальностью. И, в результате, взрослые тоже задумались, по каким параметрам они выбирают свое жилье. Этот проект потом показывали в разных странах как пример коммуникации вокруг одного предмета, который волнует всех — это наш собственный дом.

Музеи обычно говорят, что они хранят прошлое для будущих поколений, а также, что они «хранители вечности». Это два хронотопа любого музея, будущее проистекает из прошлого. При этом настоящее как бы отсутствует, оно выпадает из музейной коммуникации. Но, поскольку «вечность в музее больше не живет», как утверждает в своем труде Т. Шола, культура участия — тот самый способ привнести настоящее в музеи, отвечая на вызовы времени и запросы современного посетителя.

1 См. ссылку www.participatorymuseum.org/. См.: http://museumtwo. blogspot.com. Но еще до книги она обсуждала этот феномен в своем блоге «museum 2.0»2, который жив и по сей день.

2 По этому поводу была написана статья Дарьи Агаповой «Культура участия. Миллионы диалогов». См.: http://museumsolutions.ru/ index.php/publishing/52-sbornik

3 См.: /www.museum12345.ru/dlya-muzejnykh-sotrudnikov/ forum-2014/

4 См.: http://museum12345.ru

5 См.: http://kidsinmuseum.ru

6 См.: www.museum.perm.ru/proekti/all/na-start-vnimanie-v-muzey-

7 www.fargfabriken.se/en/projects/bb

ДИ №5/2014

20 октября 2014
Поделиться: