×
Сальвадор Дали и медиа
Алена Долецкая

В 1952 году на американском канале Си-би-эс («What’s My Line?») четыре американских умника с завязанными глазами пытались угадать, кто сидит перед ними. Художник? – Да. Писатель? – Да. Перформансист? – Да. Карикатурист? – Да. Скульптор? – Да. Великий? – Да. Выдающийся? – Да. И так битых полчаса под гомерический хохот публики. В итоге один из четырех игроков в изнеможении спрашивает: «Нет ли у вас на лице очень узнаваемой формы усов?» Занавес.

Вид экспозиции

Величие Дали, в отличие от многих его современников и последователей, было признано при жизни, и в первую очередь им самим. «Сюрреализм – это я». «Когда все гении перемрут, я останусь в гордом одиночестве» – его реплики стали похожи на сетевые мемы. И это произошло в весьма консервативном мире искусства, где художник чаще всего становится действительно «великим и выдающимся» после смерти. Дали почти без видимых ограничений в арт-техниках, бесстрашно и ярко совершает революцию в позиционировании художника прошлого века – об этом выставка «Дали и медиа». В течение 85 лет он делал то, что любой его современник счел бы зазорным и недостойным: тиражировал себя в массмедиа, в «умных» и «глянцевых», политических и, что особенно шокировало, рекламных проектах. У него буквально с руки будет учиться художник, которого многие считают основоположником пиар-стратегий, Энди Уорхол. У него будут заимствовать идеи разработчики технологий, конструкторы одежды, дизайнеры мебели…

На этой выставке вы не увидите таких знакомых больших полотен вроде «Великий мастурбатор» («The Great Masturbator», 1929), «Постоянство памяти» («The Persistence of Memory», 1931), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» («The Discovery of America by Christopher Columbus», 1959). Здесь другой Дали: автор обложек журналов «Vogue», «Town&Country», «International Herald Tribune», «The American Weekly». Здесь он блистательный график-иллюстратор и, как теперь принято говорить, креативщик рекламного бюро имени себя. Везде неутомим, виртуозен, умен и поэтичен. Наряду с рекламой, отрисованной художником, залы музея украсили обложки крупнейших журналов мировой прессы: «Stern», «Time», «Andy Warhol’s INTERVIEW», GQ, «Le Figaro».

Исполинский медийный талант Дали кураторы представили хрупкой графикой, показанной в строгих витринах, и бутафорскими объектами, в которых крылья бабочки оборачиваются лицом совы, а денежные знаки напоминают о том, что важной частью творчества являются деньги. За которыми, впрочем, автор не особо следил, поручив бухгалтерию своей жене, музе, агенту и неотъемлемой части себя – Гале.

ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ

Интервью со Светланой Куприяновой, генеральным директором ювелирного дома «Carrera y Carrera».

ДИ. Вы поддерживаете арт-проекты не только в России, но и по всему миру?

СВЕТЛАНА КУПРИЯНОВА. Тема искусства близка бренду «Carrera y Carrera», ведь наши дизайнеры и ювелиры создают каждое украшение как маленький арт-объект, потому произведения ювелирного дома экспонируются во многих музеях мира, в том числе в Музеях Кремля. Компания поддерживает различные арт-события в Испании, США, Японии и Китае, но в ближайшем будущем мы хотим реализовать собственный глобальный арт-проект, который, надеюсь, станет значимым культурным мировым событием. Но пока это секрет.

ДИ. Как вы выбираете проекты? Полагаясь на личные предпочтения или следите за тенденциями в мире искусства?

СВЕТЛАНА КУПРИЯНОВА. Когда речь идет об искусстве, то, конечно же, на личные предпочтения и эмоции, но все же мы сотрудничаем с теми проектами, которые совпадают с характером бренда. Ведь «Carrera y Carrera» – это старейший испанский ювелирный дом, почти сто двадцать лет компания бережно сохраняет и продолжает традиции ювелирного искусства, и каждая коллекция основана на культуре и истории Испании, этих неисчерпаемых источниках вдохновения. Это основа нашей политики: мы по всему миру спонсируем арт-проекты, связанные с испанским искусством. Это часть нашей миссии, уважение и восхищение уникальной культурой. «Carrera y Carrera» – один из самых креативных ювелирных брендов в мире с философией «dare to be different», мы хотим помогать реализации смелых, современных и креативных арт-событий.

ДИ. После назначения на пост генерального директора акционеры поставили вам задачу в течении четырех-пяти лет удвоить оборот компании. Является ли реализация специальных проектов, таких как сотрудничество с выставкой Сальвадора Дали, частью стратегии по достижению заданных акционерами целей?

СВЕТЛАНА КУПРИЯНОВА. Я очень благодарна акционерам за то, что они мне доверили компанию со стадвадцатилетней историей, саму компанию можно рассматривать как бесценное произведение искусства. Поэтому для меня как для руководителя очень важно поддерживать баланс между краткосрочными и долгосрочными целями. У нас есть план международного развития компании на пять лет, но мы думаем и о том, что в следующие сто двадцать пять лет компания должна успешно развиваться и процветать. На мой взгляд, проекты, которые действительно становятся событиями культурной жизни, такие как выставка Сальвадора Дали, это и инвестиции в имидж бренда, в его будущее, и реализация нашей миссии, и продвижение бренда, и прекрасная возможность подарить незабываемые впечатления всем посетителям.

ДИ. Насколько важно интегрировать искусство в ювелирную сферу?

СВЕТЛАНА КУПРИЯНОВА. Fine jewelry – это, по сути, часть изобразительного искусства, а творцы таких уникальных украшений – подлинные художники. Такие украшения становятся объектами коллекционирования, их создают, чтобы обозначить тенденции будущего, хотя в такой стратегии есть риск быть непонятыми сегодня. Как и в искусстве, многие модели существуют в единственном экземпляре и предназначены лишь для показа, нет даже задачи тиражировать их. Другое дело, что такие украшения могут стать источником вдохновения для сотен тысяч дизайнеров, работающих в массовом производстве.

ДИ. Интересуетесь ли вы искусством? Участвуете в аукционах, коллекционируете? Каким видам современного искусства отдаете предпочтение?

СВЕТЛАНА КУПРИЯНОВА. Я неплохо разбираюсь в современном изобразительном искусстве, но никогда не была коллекционером. Моя страсть – модерн, особенно постимпрессионизм и экспрессионизм конца XIX – начала XX века. Мне нравится проявление той судорожной эпохи, времени гибели богов и крушения идеалов. Мне нравится преувеличенность чувств, эксцентричность и бунт против повседневности Эмиля Ноль-де, Эгона Шиле и Кокошки. Для меня произведения Винсента Ван Гога, Эдварда Мунка, Джеймса Энсора – это зримое воплощение эмоции, чистая энергия, сильные чувства, а также поиск смысла в хаотическом мире.

ДИ. Почему, на ваш взгляд, история сотрудничества больших корпораций и брендов (из разных областей) с художниками и другими представителями мира искусства не теряет своей актуальности уже которое десятилетие?

СВЕТЛАНА КУПРИЯНОВА. Я думаю, потому что мы живем в постиндустриальную эпоху, эпоху глобализации, упрощения и массовости. Я бы сказала, что нынешнее время постмодернизма с его ироничностью, использованием готовых форм, коммерциализацией во многом лишено собственного содержания, поэтому, на мой взгляд, тотальное обращение к цитированию – попытка обрести смысл и найти новую идею. Художники и дизайнеры способны вернуть в нашу среду ценность уникальности.

ДИ. Как вы считаете, влияет ли участие ювелирного дома «Carrera y Carrera» в жизни современной культуры на лояльность и заинтересованность ваших клиентов?

СВЕТЛАНА КУПРИЯНОВА. Наши украшения – не классические кольца и подвески с драгоценными камнями, а произведения искусства. Дизайн украшений «Carrera y Carrera» уникальный, сложный и экспрессивный. Но при этом у нас один из самых высоких показателей лояльности на рынке ювелирных украшений класса «luxury», потому что наши покупательницы – женщины со сформированным художественным вкусом и чувством стиля. Я надеюсь, что им понравится наш совместный проект. 

18 декабря 2014
Поделиться: