×
Экспозиция рассуждений
Евгения Гершкович

Завершилась 6-я Московская биеннале современного искусства, событие,
благодаря которому Россия входит в мировой художественный контекст,
а Москва становится одной из культурных столиц мира.
Шестая биеннале стала одной из самых коротких в мире.

6-я Московская биеннале современного искусства. «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». 22 сентября – 1 октября 2015 года. Выставка-документация: 3 октября – 11 октября 2015 года. ВДНХ, Центральный павильон

Учрежденная Министерством культуры РФ в 2005 году Московская биеннале современного искусства сразу заявила о себе как о респектабельном событии. Смотр тогда открывался в стенах бывшего Музея В.И. Ленина, а его кураторами согласились стать такие мировые авторитеты contemporary art, как Ханс Ульрих Обрист, Даниель Бирнбаум, Николя Буррио, Яра Бубнова, Роза Мартинес. Основной проект проходил под девизом «Диалектика надежды». «Речь идет об осмыслении реалий мира, в котором мы все живем», говорилось в релизе. В экспозиции, помимо прочего, были представлены инсталляции Субодха Гупты «Карри», Ростана Тавасиева «Материализация». Не обошлось без скандальных художественных высказываний групп «Желатин» и «Синие носы», подогревших интерес к событию. В дальнейшем площадками Московской биеннале становились Центр современной культуры «Гараж», Центр дизайна «Артплей», ЦУМ, Манеж под руководством поднимающих престиж мероприятия уважаемых кураторов Жана-Юбера Мартена, Петера Вайбеля, Катрин де Зегер. Среди тем биеннале были «Больше света», «Примечания: геополитика, рынки, амнезия», «Против исключения» и др. За всю историю международного форума, бессменным комиссаром которого является Иосиф Бакштейн, в нем приняли участие более двух сотен российских художников и полтысячи зарубежных.

Тема биеннале этого года была обозначена так: «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Ее предложили кураторы основного проекта, директор Антверпенского музея современного искусства MuHKA Барт де Баре, директор центра современного искусства Witte de With в Роттердаме Дефне Айас и директор Кунстхалле в Вене Николаус Шафхаузен. Главной площадкой на сей раз выбрали Центральный павильон ВДНХ. Было принято решение радикально изменить формат основного проекта, разделив его на два этапа, «событийный» и «выставочный». В первой части (она прошла с 22 сентября по 1 октября) семьдесят деятелей искусства (мыслители, антропологи, философы, среди них американский социолог Саския Сассен, архитектор Рем Колхас, политолог Ульрике Геро, университетский профессор, специалист по компаративистике Акбар Аббас, писательница Миан Миан, художник Ханна Липард и художник, куратор и редактор онлайн-издания «e-flux» Антон Видокле, экономисты Евгений Гонтмахер и Мариана Маццукато, специалист по экономическим кризисам, министр финансов Греции Янис Варуфакис и др.) в форме эмоционального обмена друг с другом, публичных дискуссий, творческих мастер-классов и лекций рассуждали на острые и разнообразные темы. Они искали ответы на такие, к примеру, каверзные вопросы, как: кто мы такие? Как мы можем жить вместе? Какой будет Москва в будущем? Барт де Баре сравнил этот процесс с «концептуальными квартирниками». Параллель яркая, метко иллюстрирующая вынужденность формата по причине весьма скромного бюджета (по сравнению с предыдущей биеннале он уменьшился на 21 миллион рублей, составив 30 миллионов. Из них 9,7 миллиона выделил генеральный партнер банк «Rietumu», остальное добрали с помощью грантов. Художники Ив Мае (Бельгия), Рикардо Брей (Куба), Фабрис Ибер (Франция), Имран Куреши (Пакистан), Сюй Чжен (Китай), Иза Генцкен (Германия), Константин Звездочетов, беседуя с коллегами и посетителями, одновременно создавали свои произведения, тем самым демонстрируя «мышление в действии». По замыслу кураторов творческая лаборатория превратилась в зрелище, о котором приглашенный сингапурский режиссер снимал документальный фильм, а для перманентного освещения проекта журналистами и фотографами работал специальный раздел, так называемая «Медиамашина».

В непосредственной близости от Центрального павильона ВДНХ примостился импровизированный павильон «Кавказ», своеобразный «гений места», где коллектив кураторов «Безнадежные» представил «материальную и духовную культуру» современного Кавказа. У подножия лестницы Центрального павильона возникла «Бесконечность», инсталляция Микеланджело Пистолетто в виде изогнутой ленты. Выставка – документация всего, что художники успели создать за десять дней, видео и фото прошедших дискуссий и перформансов, лабораторий и экспериментов – все это было представлено на суд зрителя 2 октября, при том, что зрители могли наблюдать процесс непосредственно с самого начала биеннале. Ознакомиться с результатом можно было в течение недели.

На 40 выставочных площадках биеннале демонстрировалось в общей сложности 80 проектов. В процесс включились галереи, выставочные залы (в том числе районные: в Печатниках, на Соколе, Шаболовке, в Сколкове и др.) и крупные музейные институции. Третьяковская галерея подготовила междисциплинарный спецпроект «Где? Метагеография: образы пространства», посвященный проблемным областям знания на стыках философии, искусства и науки. Речь шла о времени, когда были сделаны первые снимки Земли из космоса и когда представления о пространстве и времени подверглись радикальному пересмотру. Выставка объединила опыт географов, искусствоведов и художников трех поколений.

Музей современного искусства «Гараж» представил первую в России всестороннюю ретроспективу Луиз Буржуа (1911–2010), французского скульптора, первопроходца в жанре инсталляции. Проект «Структуры бытия: клетки» продемонстрировал свойственную Буржуа на протяжении всей ее жизни страсть к созданию замкнутых изолированных пространств, этаких метафор внутреннего мира. Ее работы – некие архитектурные конструкции, отсылающие к театру, психоанализу, личным переживаниям автора. В центре экспозиции находилась масштабная скульптура, в названии которой заключается риторический вопрос «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?»

Мультимедиа Арт Музей привез в Москву работы Михаль Ровнер. Израильская художница, создающая новый язык в жанре видеоинсталляций, вызывающих море ассоциаций, от поэтических до политических, не впервые гость Московской биеннале. И в новых своих работах Ровнер обратилась к глобальным философским проблемам – бытия, взаимоотношения человека и сообщества, хаоса и порядка, прошлого и будущего, реального и воображаемого.

Еврейский музей и центр толерантности подключился к программе биеннале выставкой известного британского художника еврейского происхождения, уроженца Бомбея Аниша Капура, одного из самых на сегодняшний день известных скульпторов, лауреата престижной премии Тернера. Капур творит уникальные и вместе с тем очень простые формы, отличающиеся изогнутым силуэтом, монохромные или, напротив, ярко окрашенные, или с зеркальной поверхностью, отражающей или искажающей окружение.

Московский музей современного искусства удивил зрителя масштабной ретроспективой «Открытая мастерская» Андрея Бартенева, объединившего в своем творчестве перформанс, инсталляции, театр, танец и музыку. В двух корпусах здания на Гоголевском бульваре были представлены его абсурдные, причудливые, провокативные, карнавальные фантасмагории, созданные им за двадцать пять лет. Колоссальная коллекция произведений, в том числе проект «Снежная королева», «Ботанический балет», работа, передающая метаморфозы природы, светодиодная скульптура «Электрические инопланетяне», была показана публике впервые. Специально к юбилею Бартенев подготовил огромную скульптуру «Облепиха».

Проектом «Внутри события» ответила на тему биеннале модная московская «Artwin Gallery». Во главе с куратором Владиславом Ефимовым художники Полина Канис, Алексей Корси и Алексей Мандыч в работах, а это ряд объектов и инсталляций, выразили свое отношение к событиям прошлого, настоящего или будущего.

Но все перечисленное – еще далеко не полный список впечатляющих событий, которые случились в Москве этой осенью. Куратор 6-й Московской биеннале Барт де Баре воодушевленно приступая к работе, заявил на пресс-конференции: «Я хорошо понимаю, почему согласился делать биеннале в Москве. Я хочу работать у вас не потому, что ситуация такая сложная, хотя игнорировать этого нельзя: и с точки зрения глобальной политики, и просто технически есть множество организационных проблем. Я хочу работать у вас потому, что чувствую: Москва — это чрезвычайно важное место. Это одна из величайших европейских столиц наряду с Лондоном, Римом, Стамбулом. Москва наверняка станет очень модной в будущем. В ней много возможностей для развития современного искусства и, что еще важнее, невероятное количество по-настоящему интересных художников. Такого нет нигде в мире». Остается только верить такой оценке.

ДИ №6/2015

12 апреля 2016
Поделиться: