×
Говорящая голова, или Дом, рассказывающий о себе и о времени

Эссе художника Анатолия Жигалова о проекте в деревне Погорелово.

Если Дом не идет к Музею, Музеем станет сам Дом.

Дом станет своим собственным экспозиционным пространством и будет рассказывать о себе и о свих обитателях.

Абсолютная аутентичная видеоинсталляция

 

Вечерело. К нашему  дому в деревне Погорелово начали  стекаться толпы народа. Люди шли с Юга. Люди шли с Севера. С Востока и с Запада. Преодолевали непроходимые дороги, освещая себе путь слабым  светом налобных фонариков. Люди шли вброд через реку Вигу и переплывали ее на старинных и ненадежных лодках, называемых местными жителями «корытинами». Из окон дома было видно мерцание движущихся огоньков. Время от времени к дому подъезжал квадроцикл и высаживал очередную партию гостей. В сгустившихся сумерках темная громада строения нависала над прибывшими, зачаровывая всех движущимися картинками, возникающими в  окнах.

 Дом, открытый на все четыре стороны света, всеми окнами отправлял некое послание на Юг и на Север, на Запад и на Восток. Оно имело и название: «Восемь алых маков в Саду Истории»

Замысел и попытки реализации:

Восемь алых маков в Саду Истории

10-канальная видеоинсталляция, 2013

Проект для выставочного зала «Руины»   Государственного  Музей архитектуры им. Щусева.

Описание проекта:

 1 экранное пространство.

Пол сложного пространства выставочного зала (флигель «Руина» Московского музея архитектуры) состоит из визуального ряда: проекций фото- и видеофильмов потолков 4-х этажей Дома; зрителю предоставляется возможность, как бы «ходить по потолку».

Эта  «перевернутая», с дальнейшими, все нарастающими смещениями, зрительская (и авторская) точка зрения является образом  деструктивной ситуации, если не сказать прямо, разрухи и гибели  тысяч деревень и  отдельных образцов русского деревянного зодчества, среди которых  встречаются настоящие и неповторимые шедевры.

Темы и сюжеты проецируемых на экраны дисков: «идеальное» - сохранившиеся  опорные узлы   деревянного русского дома,  «реальное» - фото и видео разрушенных домов, хищнического уничтожения окружающей природы, вырубка лесов (подлинные кадры).

2 экранное пространство.

На стенах выставочного зала при помощи видеопроекций создаются «окна-экраны», на которых проецируются «перевернутые» видео-сюжеты, где сельские пейзажи, видео  небольших  поселений и деревень, соседствующих с Домом, перебиваются сюжетами акций и перформансов «Черной Серии» (ТОТАРТ), а также материалами с 1 Фестиваля  Перформансов (1981 год), с   участием московских художников (электронный адрес  http://conceptualism.letov.ru/TOTART/).

Время от времени появляющиеся на экране краткие надписи–высказывания являются своего рода закадровым текстом; их смысл  заключается в поисках связей между современным российским искусством и идеями конструктивизма и русского авангарда. Амбивалентность и парадоксальность этого блока Проекта «8 алых маков в Саду Истории»  определяет возможности и направления прочтения в новом ключе  темы этого пространства: от  русской утопии до европейского здравого смысла и банальной жизненной прагматики.

3 экранное пространство

Не перевернутое.  Его направленность - аналитико-синтетическая. Здесь обыгрываются культурологические темы: конструкция-деконструкция, традиция и новация, идеализированное пространство культурного прошлого и неопределенность  технологического будущего.

Авторы концепции  «8 алых маков в Саду Истории»  предполагают, что постепенно в процессе знакомства с экспозиционным пространством,  у зрителя создастся впечатление, что над этим Проектом работал целый авторский коллектив – художники, фотографы, видеоартисты, перформеры, консультанты-реставраторы, историки архитектуры, а также журналисты и представители  СМИ.

Все следы этого участия дружественно расположенных  людей, их «голоса», зафиксированные на бумаге, фотопленке, на видеокассетах и новейших электронных носителях информации создают некий «полилог», где все говорят со всеми, размышляют, рассуждают, а главное – слышат и слушают друг друга.

Эта часть Проекта напоминает лекционный зал: здесь размещаются графика и коллажи, витрины с артефактами, печатная и фото-продукция.

4 пространство. Это «Нижний этаж»  - особое, выделенное пространство, что-то вроде отдельного бокса или подвального помещение (или его части), напоминающего  топку старинного океанского лайнера или трюм «Броненосца Потемкина».  Здесь, прибегая к языку образов, идет напряженная работа по исправлению реальности – реконструкция фундамента, здесь зреет недовольство и бунт, но здесь же  рождается и творческий импульс к  жизнестроительству, накапливается энергия, не позволяющая ничему окостенеть и застыть - это источник вечного движения и изменчивости.

Однако, этот проект так и не был реализован.

 Наш дом в деревне Погорелово Чухломского района Костромской области был построен зажиточным крестьянином Иваном Ивановичем Поляшовым  в 1903 г для его второй молодой жены. Сам Иван Поляшов высококвалифицированный плотник работал с артелью в столице Российской империи Санкт-Петербурге и его окрестностях. Строил дачи. Говорят, его артель даже однажды получила   заказ на реставрацию полов и дверей в Эрмитаже. Экономика чухломских крестьян строилась на отхожем промысле. Молодые мужчины устремлялись в столицу. Женщины, старики и дети оставались в деревне и занимались сельским хозяйством. Долго ли, скоро ли, но на рубеже веков Иван Иванович с первоначальным капиталом вернулся в родную деревню и построил удивительный терем, и сегодня поражающий своей красотой. Построил он и мельницу по последнему слову техники, вызвав для этого немецкого инженера. На мельнице была еще и лесопилка и маслобойня. Поляшов стал одним из богатейших лесопромышленников Чухломского уезда. В доме появились дети от второго брака. А затем грянула Первая мировая война, а там и революция. В 1918 г Поляшова раскулачили. Лишился он всего – и мельницы, и конторы в Чухломе, и дома. Позволили ему с семьей доживать в нежилой комнате в построенном им тереме, где чего только не перебывало за послереволюционные годы: здесь и жили как в многоквартирном доме, ВЧК сменял военкомат, а после войны была школа-интернат. В 1965 г. школа-интернат закрылась из-за отсутствия детей, и от дома решили избавиться. Его выставили на продажу. Так он и стоял бесхозный до 1972 г, когда волею обстоятельств мы его купили. И началась новая история этого дома. В мае-июне 1981 г мы провели здесь I Фестиваль Перформанса. Мы приехали в Погорелово 26 мая и первое, что нам сообщили это, что местный человек, Николай Лалаев (по прозвищу Лалай), семидесятилетний дзен-футурист или русский природный анархист, сгорел заживо в собственной избе (см. ТОТАРТ: Русская Рулетка, изд. Ad Marginem, 1998, Москва). А это отсылает нас к продолжению истории...

Следует добавить, что «во  чреве» дома прибывших ждала мультимедийная инсталляция «Меланхолия Бакунина»

Ее судьба оказалось более счастливой, чем участь представленного  для экспозиции в «Руине» проекта «8 алых маков…». Парадоксальным образом она была показана в той же «Руине», но уже в другом проекте «UCHRONIA» (2013)

МЕЛАНХОЛИЯ БАКУНИНА

Проект «Меланхолия Бакунина» это  произведение медиа-арта, формально близкое к жанру мокьюментари, однако отличается от него тем, что он, не являясь «ложью в последней инстанции», но не является и истиной. Это попытка создания произведения, не попадающего ни в один жанр, но тем самым попадающего сразу во многие. Разумеется, он в первую очередь связан с современным кино, которое само по себе сейчас оказывается в странном зазоре между смыслами и жанрами, тем самым создавая  место для возникновения новых  смыслов и прочтений.

Что же, в этом Проекте  «правда»?

Правда то, что Михаил Александрович Бакунин, русский философ-почвенник и анархист в 1851 году был выдан австрийскими властями России и оказался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

Правдой является и то, что в одном из лучших советских литературных произведений 30-х «Дорога на океан» Леонида Леонова, созданного  на излете модернистской фазы социалистического реализма, некоему литератору Бакунину приписывается текст о надвигающейся планетарной катастрофе: «происходящей из черной материи, надвигающейся из небытия, названном Морем Внезапности… Луна начнет свое падение  по эллиптической спирали, постепенно ускоряясь и уменьшая круги. Это будет пора великих открытий, удивительных физических явлений и больших социальных деформаций. И когда край страшного конопатого диска будет восходить над горизонтом, люди испытают то же самое, что и всякий, к кому убийца заглянет в окно».

Правда, что режиссер Ларс фон Триер снял фильм «Меланхолия», удивительным образом напоминающий описание в этом тексте планетарной катастрофы.

А мы в поисках истины отправляемся снимать кино о его камере в Санкт-Петербург, доверяя себя вольнодумцу и анархисту М.А. Бакунину, его «вольному духу, который  только потому разрушает и уничтожает, что он и есть неисчерпаемый и вечно творящий источник всякой жизни». 

Москва, 2013

Внедренный в нашем погореловском доме, как инсталляционной площадке, этот мультимедийный проект  обрел свою абсолютную аутентичность как по форме, так и по содержанию.

Одна из комнат дома  служила подсобным помещением, в котором хозяйка дома обрабатывала молоко. В ней же, узником в собственном доме  доживал  русский капиталист Иван Поляшов, выходец из народа, воплотивший свои детские мечты о прекрасном в постройке удивительного терема.

В нескольких десятках шагов от этого дома сгорел заживо Николай Лалаев, вознесшийся в огненном смерче над всеми тяготами русской жизни (см. Н.Абалакова и А.Жигалов «ТОТАРТ: Русская Рулетка», Ad Marginem, Москва,1998).

Комната эта, как две капли воды, похожа на камеру народника-анархиста Михаила Бакунина в Петропавловской крепости.

Эта перенасыщенная многослойной памятью камера Бакунина-Поляшова-вознесшегося Лалая, она же camera obscura, на какое-то мгновение очнулась и показала свой сон – мультимедийную инсталляцию «Меланхолия Бакунина», в которой все персонажи рассказывают несвязную повесть о русской мечте преодолеть земное тяготение и свинцовые оковы истории и вознестись в невыносимую легкость космического бытия. Повествование завязано в единую цепь романом Леонида Леонова (введенный в его роман 1930 г «Дорога на океан» текст фантастического романа о путешествии на Луну и надвигающемся на Землю ночном светиле, приписываемый брату Михаила Бакунина) – фильмом Стенли Кубрика «Космическая Одиссея» и фильмом Ларса фон Триера «Меланхолия», сюжет которого совпадает с сюжетом Леонова-Бакунина, о чем датский кинорежиссер едва ли мог знать.

И когда на третьем этаже в окне южной светелки нашего дома появляется сюжет «Щель» (акция цементирования трещины в фундаменте подвала – своеобразный «тиккун» – исправление реальности), который  заканчивается языками пламени, создается впечатление, что это огненное вознесение Лалая - воплощение  и окончательное развоплощение-освобождение несломленного духа Михаила Бакунина и духа Ивана Поляшова. В космическом Корабле-Доме, видеоинсталляцией перевернутого так, что его крыша стала дном плавучего судна, вырывающегося из, объявшего его, мрака.

Абсолютная аутентичная инсталляция

В неумолимо разваливающемся Доме

В медленно погружающейся в Болото деревне Погорелово

Без дорог и электричества

Огненный Столп

PS  Весь это безумный проект едва ли мог осуществиться без помощи друзей и, в первую очередь, Андрея Павличенкова, инициатора не менее безумного проекта восстановления другого терема в деревне Асташево в 18 км от Погорелово. Но это – уже другая история.

Москва, август 2015  


Видео с открытия проекта в д. Погорелово

20 апреля 2016
Поделиться: