×
«Три комнаты» Виктора Корнеева
Сергей Орлов

Так скульптор Виктор Корнеев назвал свою персональную выставку, проходившую в ноябре — декабре 2010 года в Музее современного искусства на Петровке. Корнеев развернул экспозицию в трех залах. Триада всегда символична: рай, чистилище, ад; огонь, вода, медные трубы... Но Корнеев ищет собственные категории. В трех комнатах три инсталляции: «Среди столпов», «Пытаясь вспомнить», «Предстояние». В каждой своя пространственная интрига, у каждой комнаты свое лицо, но все они связаны общей идеей. Пространство физическое и интеллектуальное. Для художника эти понятия неразделимы.

«Среди столпов» — портретная галерея мастеров российской культуры начала ХХ столетия: Малевич, Кандинский, Петров-Водкин, Татлин, Штеренберг, Шагал, Цадкин… Каждый портрет емок и точен.

Казимир Малевич значителен, суров и собран. В основе — автопортрет 1933 года, в котором Малевич представил себя как художника эпохи Возрождения. Шагал, наоборот, мечтателен, светел и романтичен. Кажется, что он сошел со знаменитого полотна «Над городом» и где-то рядом должна быть Белла в подвенечном платье. Владимир Татлин задумчив и самоуглублен. В косоворотке и кепке, под которой коротко стриженные волосы — мастеровой, строитель нового мира. В основании скульптуры спиралевидная геометрическая форма, ассоциирующаяся с «Башней III Интернационала». Удивителен портрет Кандинского. Кажется, что такую глубину, экспрессию и импровизационность можно передать только средствами живописи.

Портреты размещены в свободной последовательности на высоких белых колонках. На значительном расстоянии от «патриархов», на пересечении их взглядов — обнаженная модель. Корнеев разыгрывает классический мотив «художник и модель», но придает ему более широкий смысл. Главная «модель» — авторский замысел.

Групповой портрет мастеров русского авангарда — это портрет определенной эпохи и одновременно выход за ее пределы. Художественные открытия 1900 —1920-х годов актуальны по сей день.

В следующей комнате, которую можно назвать залом радужных трансформаций, — инсталляция «Пытаясь вспомнить». Чтобы придать воспоминаниям яркую материальную форму, Корнеев использует семицветную палитру и имитирует архаическую пластику. На стенах семь деревянных планшетов, окрашенных акриловыми красками в семь цветов радуги. К каждому планшету прикреплена каменная фигурка. Фигурки диспропорциональные, гротесковые, с короткими ручками и ножками, словно слепленные из материи подсознания, напоминают неолитические камерные культовые скульптуры, они как концентрация архаического страха пред силами природы.

Подобно тому как взрослый человек вспоминает свое детство, искусство ХХ века обращается к истокам неолитической художественной революции. Каждый цвет радуги несет целительный корпускул воспоминания, природного ритма, освобождающего от власти темных сил. В центре зала воспоминаний большая, вырезанная в дереве фигура мужчины, простирающего в пространство руки. Быть может, он повелитель радуг или тот, кто ощутил ее благотворность.

Рене Магритт в 1945 и 1948 годах написал две картины с одним названием — «Память». На фоне бескрайнего синего моря гипсовая голова античной богини с красным пятном на правом виске. Это одновременно и рана, и алый цветок сюрреализма. Корнеев создал свою скульптурную версию картины Магритта — композицию «Память» (2003). Голову богини он заменил мужской головой с красным пятном на правом виске. Глаза закрыты, герой погружен в медитацию. Величественная голова, как элемент натюрморта, возвышается на высокой тумбочке, в дверном проеме которой мужская ступня — атрибут пути и вечного странствия. Скульптура «Память» — пролог к третьей магической комнате «Предстояние». Ее центральный мотив — вырубленная в дереве мужская фигура, лишенная рук и головы. Перед ней на стене пейзаж, который одновременно скульптурен, графичен и близок к макету театральной декорации. Пустынный ландшафт оголенной желтой земли. Но, возможно, это другая планета, и цель странствий — неведомое измерение. В отдаленной перспективе героя встречают его маленькие копии, бронзовые фигурки-двойники.

На другой стене — фотопанно, на котором запечатлены две другие скульптуры Корнеева. Деревянные «архаические» фигуры, лежащие среди поля и «созерцающие» бесконечное небо с грядой облаков.

Корнеев по нескольку месяцев в год живет в Швеции, где работает на природе, делает монументальные скульптуры в граните (эти работы можно было видеть на больших фотографиях). Гранитная «Шведская мадонна» (1997) — одновременно и портрет реальной женщины, и парафраз на тему неолитической статуи, символизирующей силы природных стихий. Постоянные темы художника — баланс, равновесие, отражение. Работа «Прикосновение» (2000) решена как фрагмент монументальной скульптуры. Ступня богини касается воды и, отражаясь в ней, повторяется. Корнеев неизменно работает с натуры, в основе всех его скульптур глубокое знание архитектуры формы. Он связан с неоклассической традицией европейской пластики ХХ столетия: Аристидом Майолем, Джакомо Манцу, Франческо Мессина, Венанцо Крочетти... В традиционных мотивах стоящей, сидящей фигуры художник открывает бесчисленные эмоциональные нюансы. Торжествует спонтанность, отчеканенная в энергичном контуре силуэта.

На выставке «Три комнаты» в Московском музее современного искусства художник показал лишь малую часть своих работ.

ДИ №1/2011

16 февраля 2011
Поделиться: