×
ФИАК. Международная ярмарка современного искусства в Париже
Наталья Капырина

В каком направлении дуют ветры современного искусства? В октябре на правом берегу сены расправила свои паруса 37-я ФИАК и на крейсерской скорости достигла наилучших экономических показателей, прояснив курс современного искусства и ценителям, и непосвященным.

Этому ежегодному событию наконец удалось сломить силы сопротивления, отстранявшие Париж от участия в решающих процессах на рынке искусства. Шесть лет назад, когда проект по спасению ФИАК возглавили Дженнифер Флэй и Мартин Бетено, ярмарке дали девиз ее города-обители «Fluctuat nec mergitur» — «Плывет по волнам, но не идет ко дну», тем самым как бы пожелали ей процветания и долголетия. В этом году событие собрало около 85 660 посетителей, объединило 24 страны, представившие 195 галерей, прошедших «жесткий отбор [более чем из 640 галерей] во имя качества», по словам Дженнифер Флэй, главного куратора и арт-директора ФИАК. Цифры не могут передать феерического ажиотажа, охватившего внушительный отрезок оси Елисейских Полей по обе стороны площади Согласия: под стеклянным куполом Большого дворца, на пленэре парка Тюильри и во временном выставочном зале в Квадратном дворике Луврского дворца.

Несмотря на то что, по последним данным, Франция уступила Китаю третье место на рынке искусства, на лицах и в газетах не было признаков уныния или равнодушия. Довольные качеством экспозиции и результатами продаж ценители и галеристы, безусловно, принимали появление на ярмарке американского галерейного гиганта Ларри Гагосяна, открывшего свою первую галерею в Париже, как воодушевляющий знак надежности французского рынка.

В этом году также отпраздновали десятилетие премии Марселя Дюшана, вручаемой ежегодно на заседании ФИАК коллекционерами Ассоциации по международному распространению французского искусства (ADIAF), лауреаты которой получают помимо крупного денежного вознаграждения право на проведение персональной выставки в Центре Помпиду осенью следующего года. Перечень авторов, представленных к премии и получивших ее за эти десять лет, отражает уровень художественной активности Франции, оцениваемый частными коллекционерами. Как отметила владелица парижской галереи Клодин Папийон, французские музеи создавались на основе частных коллекций, частные покупатели создавали историю, приобретая произведения искусства, поддерживая их создателей. В этом году победу одержал Сиприен Гайар. Произведение, представленное на ярмарке, являло собой симбиоз ленд- и видеоарта: заснятая на пленку экскавация бункера на голландском пляже (Dunepark).

Французские специалисты проявили особое внимание к видеоискусству. Ассоциации галерей даже удалось повлиять на проект закона, вносящего поправки в Кодекс интеллектуальной собственности. В результате видеоискусство было включено в список произведений, к которым применимо право на получение автором гонорара при каждой продаже произведения (droit de suite). Кроме того, видеоарт облагается пониженным налогом на добавочную стоимость, что позволяет номинально снизить цену почти на 15 %. В этом году устроители ярмарки решили поставить эксперимент: на одной из аллей парка Тюильри был установлен контейнер-кинотеатр, рассчитанный на зрителей, в котором каждый день показыва-ли по кругу 5—10 фильмов. Многообразию ярмарки не было границ. Однако создавалось впечатление, что искусство начала ХХ века представлено в меньших объемах, чем обычно. К тому же удивляло отсутствие произведений таких популярных художников, как Джеф Кунс, Дэмиен Херст и Такаши Мураками. Правда, цветная фигурка последнего была замечена на одном стенде. Крупные объекты организаторы разместили в парке. Так, модель переносного дома «Ферембаль» Жана Пруве — яркий пример архитектурной мысли ХХ века, был расположен у ограды, вдоль улицы Риволи — архетипа архитектурно-урбанистического развития XIX века.

В павильонах можно было встретить и большой диковинный трехчастный гриб Карстена Хеллера, чьи грибные шляпки недавно собрал «Гараж», и гигантскую чувственную скульптуру-переплетение Аниша Капура (Slug, 2009).

Типично британской оказалась экспозиция лондонской галереи Виктории Миро, где объекты отличались излишним блеском и повторяемостью. Впервые участвующая токийская галерея Таке Нинагавы представила красочные коллажи Шинро Отаке. Приятно удивил стенд галереи Гельманов, единственной из России в этом году, и удачным пространственным решением, и качественно отобранными экспонатами — «Лежащий Лев» Дмитрия Гутова из серии объектов, выполненных по рисункам Рембрандта, картины Алексея Каллимы и Павла Пепперштейна, и «Саркофаг» группы «Recycle» (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов). К тому же по удачному совпадению практически под самим выставочным комплексом в подземелье Лувра, где сохранились укрепления средневекового замка, был представлен тематический проект «Контрапункт» с участием российских художников, чьи работы находились в галерее Гельманов на ФИАК.

Нельзя не отметить и стенд Сюзанны Тарасьев, представившей работы украинского фотографа Бориса Михайлова. Серия «At Dusk» («В сумерках», 1993), рассказывает о повседневной жизни маленького городка, удушливо унылой и безнадежной, и воспоминаниях автора о страхе, который он трехлетним ребенком ощущал в 1941 году. Пронзительный синий цвет неба, запомнившийся в детстве, и упаднические кадры на стандартизированных глянцевых поверхностях создавали контраст с преобладающим праздником цвета, форм и объемов, который царил на ярмарке. От этого рождалось чувство неловкости и закрадывалось сомнение в законности торговли таким страдальческим и личным искусством.

Это противоречие может снять следующее рассуждение. Одиннадцать лет назад два французских деятеля культуры, Пьер Рестани и Николя Буррио, предложили воспринимать подобные ярмарки, как африканский рынок, на который люди приходят поделиться новостями и почувствовать свою причастность к племени. Такая антропологическая трактовка ярмарки, перекрывая коммерческую составляющую, позволяет раскрепостить зрительное восприятие разнообразных объектов. Вместо потребительского и торгового отношения к предметам на ярмарке участник может вынести эстетическое суждение, оценить актуальность воплощенной идеи и составить мнение о совместимости формы и содержания.

В таком понимании ФИАК позволяет выявить роль современного искусства в диалоге человека с тем и теми — всем, что его окружает.

ДИ №1/2011

24 февраля 2011
Поделиться: