×
Два фонда Жоана Миро
Ксения Орлова

В Испании, точнее в Каталонии, с именем художника Жоана Миро связано много мест, но самыми важными из них можно считать Фонд Жоана Миро на горе Монжуик в Барселоне, городе, где он родился в 1893 году, и Фонд Пилар и Жоана Миро в Пальма-де-Мальорка, месте его кончины в 1983 году.

B 1968 году послучаю 75-летия мастера в Барселоне, в здании бывшей больницы Санта-Кре (Hospital de la Santa Creu de Barcelona), была организована выставка-антология его работ. Здесь собрали значительное количество произведений из его студии в Пальме, из музеев и частных коллекций, в частности, было представлено собрание близкого друга Миро — Хуана Пратца, одного из первых собирателей творчества художника. Именно Пратцу пришла в голову мысль обратиться в муниципалитет Барселоны с просьбой организовать выставочное пространство для постоянной экспозиции наследия Миро. Сам художник отнесся к этой идее благосклонно, но при условии, что это пространство превратится в «живой» центр, где помимо постоянной экспозиции его работ будут выставляться современное искусство, проходить творческие встречи, различного рода семинары, где разместятся художественные мастерские, детские образовательные центры и многое другое. Таким образом началась работа по созданию Фонда Жоана Миро в Барселоне (Fundació Joan Miró).

В 1971 году для осуществления задуманного был создан патронатный комитет под руководством известного фотографа Иоахима Гомеса, ставшего в дальнейшем первым президентом фонда, куда вошли Хуан Пратц, Раймон Ногуера и Хосе Луис Серт. Муниципалитет Барселоны предложил фонду участок земли на горе Монжуик. Архитектором стал близкий друг и единомышленник Миро — Хосе Луис Серт (Josep Luis Sert)1, построивший к тому времени студию для художника в Пальма-де-Мальорка.

Серт задумывал возвести многофункциональное здание, которое само по себе будет «арт-объектом» и отразит в какой-то степени не только его творческую концепцию, но и Жоана Миро. Художник, тесно связаный с природой Каталонии и Мальорки, находил почти сакральную связь между человеком и землей, был очарован гармоничностью каталонской деревни и окружающей ее природной средой. В своем проекте он попытался уравновесить все архитектурные элементы и учесть природу горы Монжуик. Серт разместил здесь выставочные помещения, исследовательский центр с аудиторией для конференций, библиотеку, архивы и предусмотрел возможность расширения здания в соответствии с будущими нуждами музея. Архитектор сочетал пропорции и размеры, основанные на системе модулора2, с традициями средиземноморской архитектуры. Выставочная часть двусоставного здания подчинена идее сквозного движения и непрерывности пространства. Серт сам определил последовательность расположения картин, четко обозначил маршруты посетителей, зафиксировал определенные ракурсы и виды на местность. Стены прорезаны огромными окнами, и создается впечатление, что их практически нет, так как мы можем видеть разные пространства в их последовательности: вход, интерьер дворика, коридор, вид на Барселону. Идея больших окон — одна из идей Ле Корбюзье — распахнуть жилые помещения наружу и максимально открыть их для естественных источников освещения. Но такие окна впускали бы слишком много средиземноморского солнца, и в помещении становилось бы жарко. Чтобы избежать этого, Серт изучал традиционную народную архитектуру, которая использовала толстые стены, окрашенные в белый цвет, веранды над большими проемами, декоративную плитку на плоской крыше, разной направленности узкие окна, постройки вокруг центрального дворика. Серт применил и свой традиционный прием — спроектировал окна, особым образом вмонтированные в крышу, которые рассеивали свет в интерьере, не давая помещению нагреваться слишком сильно. Этот тип освещения позволяет максимально использовать стены для экспозиционных целей, не разрезая их оконными проемами.

В экспозиции Фонда Миро живопись и архитектура оказались взаимосвязаны. Пейзажи Каталонии, где выросли Серт и Миро, купаются в ярком солнечном свете. Художник и пытался передать в своих работах, как свет окутывает пейзаж, не создавая чрезмерных контрастов. Или, наоборот, полуденное солнце наделяет предметы невероятной четкостью и освещает их со всех сторон, без теней. Серт, в свою очередь, стремился к максимальному использованию естественного освещения в своих проектах.

В 1975 году Центр изучения современного искусства — Фонд Жоана Миро открыл свои двери посетителям. Его задачей стало не только сохранение и экспонирование работ Жоана Миро, но и продвижение современного искусства. В основу собрания легла коллекция Хуана Пратца, в которой находились работы, созданные до 1960-х годов, и часть личной коллекции ранних вещей, переданная женой Миро — Пилар. Сам Жоан Миро завещал новому фонду более 10 тысяч произведений: 217 картин, 153 скульптуры, 9 текстильных работ (гобелены, произведения, напоминающие ковры, и т.п.), полное собрание графики (по два экземпляра каждой из созданных им гравюр, литографий и афиш), а также более 5 тысяч набросков, этюдов и зарисовок, макеты для спектаклей и балетов, несколько огромных кукол для постановки «Мори Мерма»3.

Коллекция графики позволяет шаг за шагом проследить процесс создания графических работ Миро, начиная с 1928 года, когда он выполнил первые иллюстрации к книге Лизы Хертц «Жила-была сорока». В полном объеме здесь собрана «Барселонская серия» (1939–1944) — рефлексия художника на тему Гражданской войны в Испании. Украшением экспозиции служат бронзовые скульптуры, созданные Миро с 1940 по 1974 год, конструкция 1946 года, макеты двух больших скульптур мастера: монументального ансамбля, предназначенного для квартала Дефанс в Париже, и работы «Женщина и птица», созданной для барселонского парка. Открытие фонда стало культурным событием для Барселоны того времени, и по сей день это Мекка для молодых художников, арт-критиков и любителей современного искусства, научно-исследовательский и образовательный центр.

В 1979 году Жоан Миро, получив согласие своих родных и друзей, решил создать новый фонд на Мальорке, который должен был стать, как и фонд в Барселоне, культурным центром. Художник и его жена передали в дар городу Пальма четыре мастерские, в которых работал Миро с 1956 года, расположенные на одном участке земли: студию Сон-Абринес, старый дом в Сон-Ботер, графическую и литографскую мастерские.

Студия Сон-Абринес стала ядром нового фонда. О просторной, удобной мастерской для работы с большими холстами и скульптурами Миро мечтал долгие годы. И только в начале 1950-х годов, будучи признанным и достаточно состоятельным художником, он решился на ее создание. Для воплощения этого проекта он приглашает Серта, находившегося тогда в вынужденной эмиграции4. Приезд Серта на Мальорку был возможен, так как территория Балеарских и Канарских островов — зона внутренней эмиграции — не находилась под жестким контролем генерала Франко.

Перед Сертом стояла задача вписать новую студию художника в разноуровневое пространство, на котором уже размещался жилой дом Жоана и Пилар Миро — Сон-Ботер, окруженный миндальными деревьями и циратониями. Серт приспособил здание студии к двум участкам разных уровней. К нему ведут извилистые дорожки: одна вдоль участков, вторая отходит от плоской крыши, а третья соединяет по прямой студию и дом. В здании студии впервые появился элемент архитектуры, ставший в дальнейшем для Серта типичным, — окно под сводом, рассеивающее верхний свет. Так архитектор избежал особых приспособлений для затемнения пространства. Миро любил наблюдать, как в течение дня и при различном освещении меняются его произведения, он оценил умело отрегулированный для работы свет и согласованность студии с внешним окружением.

Над большим залом в мастерской расположено еще одно помещение с деревянной балюстрадой — здание объединяет комплекс объемов, плоскостей, поверхностей и материалов. Серт использовал и традиционную для Мальорки большую обожженную керамическую плитку для пола студии, наружной отделки стен, подчеркивая различия с основными структурами из бетона. Для изготовления этих плиток Серт нашел местного ремесленника и часто заказывал ему изделия с трещинами и зазорами, чтобы они пропускали свет. Общая черта творчества Серта и Миро — их отношение к цвету. Оба мастера любили использовать основные цвета и ненавидели излишества. В Сон-Абринес для зрительного упорядочивания фасада здания, создания необходимого ритма и выявления проема архитектор использовал чистые цвета — красный, желтый, голубой (ими были окрашены двери и ставни).

Давид Фернандес Миро, внук художника, вспоминал5: «…мастерская, построенная Сертом, напоминала большой корабль, плывущий по морю, такой белый с многочисленными окнами и ставнями — красными, желтыми и голубыми... другой образ — это Сон-Ботер, огромный дом…»

Фонд Пилар и Жоана Миро на Мальорке (Fundación Pilar y Joan Miró) официально открылся в декабре 1992 года. В 1986 году Пилар Хункоса-Миро решила увеличить площадь фонда — построить дополнительное здание, где помимо экспозиции работ Миро разместились бы исследовательский центр для молодых ученых и творческие мастерские для художников. Чтобы собрать на новое строительство средства, она представила на аукцион «Сотбис» 309 гуашей и три полотна Миро, написанных маслом. Для воплощения проекта Пилар пригласила ученика Хосе Луиса Серта, выпускника Гарвардской школы дизайна — Рафаэля Монео.

Художественное наследие фонда составляют в основном картины, созданные в последние годы жизни художника, а также значительное количество произведений, принадлежавших семье Миро: 134 картины, 762 рисунка, 248 графических работ, 25 скульптур, две настенные мозаики, два коллажа, графика из Сон-Ботер, 3,5 тысячи различных предметов (рабочий материал, личные вещи и т.п.), 300 произведений других художников. Особенностью коллекции Фонда Пилар и Жоана Миро является документальный фонд, состоящий из личной корреспонденции Миро (около тысячи писем), периодических изданий и вырезок из прессы с 1918 по 1958 год, более сотни произведений из личной библиотеки и многочисленных семейных фотографий.

Как и мечтал художник, оба фонда стали центром притяжения для людей, неравнодушных к современному искусству, привлекают туристов и живут полноценной научной жизнью.

1 Каталонец Хосе Луис Серт (1902–1981) после окончания Архитектурной школы в Барселоне в течение двух лет работал с Ле Корбюзье, был членом архитекторской группы GATCPAC (Группа архитекторов и техников Каталонии за прогресс в архитектуре), GATEPAC (Группа испанских архитекторов и техников за прогресс), участвовал в СIАМ (Международный конгресс по современной архитектуре), дважды становился его президентом (1949 и 1956). Преподавал и был деканом Гарвардского университета (1953–1969).

2 Модулор — измерительная шкала (система гармонических величин), созданная Ле Корбюзье в 1942–1948 годах как инструмент пропорционального построения архитектурных форм. В основу шкалы положены пропорции человеческого тела и математические вычисления. Они служат исходными размерами для строительства, позволяя размещать архитектурные элементы соразмерно человеческой фигуре.

3 Спектакль «Mori el Merma» был поставлен Хуаном Байша (Joan Baxas) в театре «La Claca» в Барселоне в 1977 году, для него Жоан Миро создал несколько огромных кукол-марионеток и декорации.4 Победа генерала Франко в Испании в 1939 году положила конец существованию GATCPAC, Серт вынужденно эмигрирует из страны сначала во Францию, а потом в США. В Испании он становится персоной нон грата. Вернулся в Барселону в 1975 году.

5 Пунье-Миро Х., Лоливьер-Раола Г. Хуан Миро. Художник со звезд. М.: Астрель, 2003. С.120–121.

ДИ №1/2011

26 февраля 2011
Поделиться: