×
Арт-дневник. Январь–февраль
Соня Терехова

Выставка Ростана Тавасиева в галерее «Айдан» (26 февраля — 22 марта), новые работы Нальби в галерея «Art+Art» (11 декабря — 23 января), выставка Сергея Кускова в Институте искусствознания, 

графика сюрреализма в Государственном историческом музее (1 марта — 25 апреля), выставка Галины Емелиной в «Fine art» (21 февраля — 20 марта), выставка Николая Наседкина в «Крокин-галерее» (13 января — 6 февраля).

Постлосизм в бегемотописи. Галерея «Айдан». 26 февраля — 22 марта

Выставка Ростана Тавасиева под озадачивающим, но веселым названием – одно из редких художественных событий, которое можно рекомендовать, как искушенным знатокам современного искусства, так и людям, с ним вовсе не знакомым. Автор, казалось бы, преследует цель развеселить и тех и других. И это ему удается.

Мягкие игрушки играют у художника роль живописного элемента. Автор предлагает для них новое назначение, эти умилительные персонажи органично чувствуют себя на холсте. Современная абстрактная живопись если и не зашла в тупик, то ходит по кругу, воспроизводя приемы, разработанные в 1950–1960-х годах. Тавасиев пытается выйти из этой ситуации, сталкивая абстрактную живопись и привычные объекты. Собственно, такой прием был широко распространен в московском концептуализме. Автор возвращается к нему, напоминая, что в конце концов искусство – в большой степени игра. С азартом включившийся в эту игру мастер создает мир живописного театра, живого, подвижного и веселого. Редко встретишь примеры, когда названия работ становятся органической частью самого произведения. Когда вспоминаешь пародийные подписи, такие как «Лось, бегущий через синее» или «Собачья диагональ (красное и голубое)», в памяти возникает сама картина. Выставка Тавасиева – лишнее доказательство тому, что смех и искусство могут органично взаимодействовать. Художнику удалось объединить такие разные приемы, как ташизм, экспрессионизм, живопись действия, элементы поп-арта.

Новые работы Нальби. Галерея «Art+Art». 11 декабря — 23 января

Имя автора не должно вводить в заблуждение – это тонкий русский художник, работающий в европейской стилистике. Внешне мягкие, спокойные работы таят внутреннюю экспрессию. Сочетание легкой меланхолии, русской ностальгии и глубинного евразийского экспрессионизма дает своеобразный и органичный результат. В конце 1970-х и в 1980-е подобное сочетание встречалось достаточно часто. Продолжая эту линию, Нальби довел ее до технического совершенства. Заслуга художника в том, что он не использует «концептуальных» объяснений, комментариев к тому, что делает. Не часто встретишь современного автора, избегающего литературности, признающего язык живописи самодостаточным. В то же время в работах Нальби явны поэтические настроения, которые позволяют ему обойтись без псевдоглубокомысленности, часто встречающейся в абстрактном искусстве, и балансировать на тонкой грани между текстом и живописью. Эту границу художник тонко ощущает, создает истинно художественные произведения и уходит от концептуальной очевидности.

Русская метафизика. Институт искусствознания

Выставка Сергея Кускова поднимает вопрос о парадигме русского искусства, существующего с 1950-х годов. Немногие критики пытались структурировать протекающий на наших глазах процесс в контексте глубоких традиций, которые, казалось бы, всем известны, но тем не менее ускользают из поля зрения современной арт-критики. Выставка «Русская метафизика» посвящена памяти одного из интереснейших искусствоведов 1990-х годов, постоянного автора журнала «Декоративное искусство», Сергея Кускова. Его деятельность пока не получила продолжения в работах современных исследователей, но темы, которыми он занимался, актуальны и сегодня. После Кускова осталось немного текстуальных работ, он был образцом мыслителя не европейского, а русского склада. Его поиски философских оснований искусства отличались яркостью и неожиданностью, сопоставимой с эстетикой близких ему по духу художников: А. Зверева, М. Шпиндлера, Б. Турецкого, А. Яковлева. На выставку собрались люди, воспринимающие искусство как особый способ существования и ценившие Сергея Кускова как единомышленника, видевшего в творчестве продолжение интеллектуальной работы. В экспозиции были представлены работы различных авторов – от Ф. Инфанте и А. Панкина до К. Голицыной и Д. Плотникова. Куратор выставки Александр Эльмар. Это не первая и, надо думать, не последняя его акция, посвященная памяти Кускова и вопросам, поставленным художником при жизни.

Графика сюрреализма. Государственный исторический музей. 1 марта — 25 апреля

Давно в Москве не показывались работы этого направления в достаточном объеме. Часто мы видим их как вкрапления в экспозиции, где они соседствуют с абстракцией, авангардной живописью того или иного толка. И как-то уже забылось, что сюрреализм по своей ясности и чистоте стиля, если речь идет о мастерах и основателях этого жанра, не менее значителен, чем, скажем, классические произведения конструктивизма или беспредметного искусства. Сюрреализм не то чтобы замалчивается: о нем, конечно же, все знают и многие его любят, но в отличие от других художественных течений в изобразительном искусстве ХХ века он не получил достойного продолжения. В Москве мы видим много «сюра», в том числе и сделанного современными авторами, но оказывается, что сфера бессознательного была достоверно и исчерпывающе описана классиками жанра. В этом смысле даже то представление о нем, которое дает выставка в Историческом музее, хотя показана «всего лишь» печатная графика, оказывается примером художественной ясности и возвращением к истокам. Интересно, что выставка сюрреалистов демонстрируется в бывшей цитадели консерватизма. Хотя в музее и проходили самые экстравагантные выставки, но сюрреализм по-прежнему рассматривается как вызов всем другим движениям как в области искусства, так и в подходе к жизни. В отличие от авангардно-концептуальных форм искусства сюрреализм воспринимается не как нечто противостоящее миру, а как иное, замкнутое и самодостаточное явление. Коллажи Макса Эрнста, литографии Дали, работы Магритта и Матта уводят нас в мир 1920–1930-х годов, свидетельствуя о том, что большие художники давно осознали стремительное наступление «сна разума».

В поисках неизменного. «Fine art». 21 февраля — 20 марта

На выставке художницы Галины Емелиной, где представлена живописная серия женских портретов: звезды кино, точнее, героини большого экрана 1960– 1970-х, в свое время составлявших галерею архетипов женской красоты. Сейчас место кинодив заняли супер- модели. Художница не просто ностальгирует по былым представлениям о красоте, она напоминает о существенных изменениях в ее восприятии и критериях оценки. В конце концов во все эпохи существовал образ прекрасной дамы, и, вероятно, для понимания духа времени достаточно было бы внимательно его рассмотреть. Эти, с одной стороны, изменчивые, а с другой – устойчивые представления могут многое прояснить как в неизменных составляющих красоты, так и в ее метаморфозах. В ХХ веке основательно переработаны критерии женской красоты и отношение к ней, и в этом смысле художница, предъявляющая материал для ее реабилитации, не просто сделала реверанс в сторону массового зрителя, но и создала провокативную ситуацию. Эта выставка выглядит весьма вызывающе на фоне потока актуального искусства.

Пашня. «Крокин-галерея». 13 января — 6 февраля

В выставке Николая Наседкина галерея продолжает свою линию, привлекая художников, работающих в стилистике монохрома, позволяющего отвлечься от содержания работ и сосредоточиться на их техническом качестве. Наседкин – своеобразный художник. Его искания в последние пять лет связаны с применением такого материала, как нефть. Эстетские работы, напоминающие, с одной стороны, восточную каллиграфию, а с другой – современную европейскую абстракцию, выглядят органично в актуальном российском арт-пространстве. Казалось бы, эпатирующий и прямолинейный выбор нефти в качестве краски оказывается весьма естественным. Наседкин заметил, что один из основных природных ресурсов – нефть – обладает еще и прекрасными живописными свойствами. Название выставки «Пашня» выявляет художественную перспективу: нефть, ставшая «хлебом» для современного мира, может быть качественно новым материалом в живописной практике. Художник XXI века не теряется перед вызовом, брошенным ему арт-сообществом, не желающим рассматривать традиционную живопись как актуальное искусство.

ДИ №2/2011

16 марта 2011
Поделиться: