×
Парижский арт-дневник
Наталья Капырина

«Одилон Редон, принц сновидений», Гран-Пале, Париж. «Мондриан / Стиль», Центр Помпиду, Париж. «Эхо», Даниель Бюрен, Центр Помпиду-Мец, Мец. «Кранах и его время», Люксембургский дворец, Париж.

 

Даниель Бюрен. Город, заимствованный, умноженный, фрагментированный: Работа in situ. Из серии «Эхо» 2011. Инсталляция. Центр Помпиду-Мец

«Одилон Редон, принц сновидений». Гран-Пале, Париж

Весной Гран-Пале превратился в пещеру с диковинными пауками и чудесными созданиями, представшими в нежных пастелях, ярких красочных полотнах и офортных листах. Впервые с 1956 года в Париже проходила выставка, посвященная Одилону Редону (1840 – 1916), яркому представителю французских символистов, одному из первых отказавшихся от реализма в живописи. Экспозиция строилась по хронологическому принципу, что позволяло не упустить ни одного знакового произведения, как, например, первый альбом художника «В сновидениях» (1879), или альбомы навеянные творчеством Гойи (1885) или поэмой «Искушение Святого Антония» Флобера (1888 – 1896). К знаковым произведениям можно также отнести зарисовки родового поместья в Перейлебаде на юге Франции, красочные полотна последних лет жизни и работы декоративного характера. На творчество художника повлияла дружба с ботаником Арманом Клаво, познакомившим его с теорией Дарвина, внимание критика Йориса Карла Гисманса, а также хорошие отношения с Полем Гогеном. Оба художника позднее оказались вдохновителями еще юных символистов и группы «Наби». Подготовке выставки сопутствовало большое открытие — были найдены счетоводные книги, в которых художник тщательно записывал свои произведения и делал важные заметки, так что теперь появились новые возможности исследовать собрание произведений Редона.

«Мондриан / Стиль». Центр Помпиду, Париж

Масштабные ретроспективы в Центре Помпиду — всегда большое событие для почитателей искусства ХХ века. На этот раз все ожидания превзошла выставка, посвященная движению «Стиль» («De Stijl») и самому яркому его представителю — Питу Мондриану. Экспозиция была интересна не только представленными произведениями, но и оркестровкой пространства. Создавалось впечатление движения не по отдельным залам, а согласно строгой математически доказанной логичности перемещения из точки А в точку Б со всем сопутствующим иллюстративным материалом. Зал за залом открывались новые звенья одной закономерности, и делалось это с уважением к зрителю, с предложением ответить на поставленные вначале вопросы: например, как из неоимпрессионизма, поклонения Сезанну могло вырасти это самобытное движение со столь различными проявлениями, изменившее эстетические каноны. Экспозиция достаточно полно отражала это возникшее из идеи неопластицизма разностороннее направление, охватившее всю Европу, стремившуюся создать в мятежное время новую гармонию.

«Эхо». Даниель Бюрен. Центр Помпиду-Мец, Мец

Когда творческой силе тесно в двух или даже трех измерениях, она воплощается в комплексные объекты, где плоскость и пространство служат способом раскрытия дополнительной переменной. У Даниеля Бюрена такой переменной становится цвет, а благодаря умению художника оперировать плоскостями и объемными конструкциями зритель погружается в пространство, где краски настигают его и ведут сквозь свой лабиринт. Такое впечатление производит первая часть нового проекта художника in situ в Центре Помпиду-Мец, который будет экспонироваться с мая по сентябрь. Вторая часть проекта — хрестоматийное выражение концепции in situ — зал со стенами, завешанными зеркалами, в которых посетители теряются в бесконечности отражений — вид из гигантского окна во всю стену: кафедральный собор Св. Этьена в центре города Мец. Этот проект концентрирует визуальное эхо, пойманное в ловушку из зеркал.

«Кранах и его время». Люксембургский дворец, Париж

Люксембургский дворец после длительной реставрации открылся ретроспективой Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553). Близкий друг Мартина Лютера, успешный коммерсант, Кранах был самобытным художником, мастером эмоционально-психологических нюансов в портретах и символических ребусов в других композициях. Несмотря на стремление к полноте, в ретроспективе все же были ощутимы пробелы. К тому же ее несколько тенденциозный характер упрощал взгляд на творчество этого сложного представителя искусства XVI века, равного Дюреру и Гольбейну. Но тем не менее выставка в центре Парижа благодаря продуманному подбору знаковых работ позволила публике по достоинству оценить творчество Кранаха.

ДИ №4/2011

24 августа 2011
Поделиться: