×
Живописная коммуникация
Ада Сафарова

Президент Российской академии художеств, директор Московского музея современного искусства Зураб Константинович Церетели регулярно дает общедоступные мастер-классы, на которые родители приводят детей, приходят сюда заниматься и студенты художественных вузов, и живописцы-любители разного возраста. В большом зале для занятий приготовлены постановки натюрмортов, букетов цветов, арт-объектов, часто кто­либо выполняет роль натурщика. Каждый присутствующий на мастер-классе может выбрать для работы натуру, соответствующую его возможностям и настроению.

Увлеченность Церетели процессом написания холста сразу создает сосредоточенную, но приподнятую атмосферу, которая объединяет очень разных людей состоянием творческого воодушевления. Общедоступные мастер классы Церетели — примечательное явление современной художественной жизни. Их можно рассматривать как проявление мощного процес­са демократизации искусства, они дают повод размышлять об активном внедрении искусства в повседневную жизнь, к ним можно относиться и как к особой форме художественного образования.

С социальной точки зрения это, безусловно, способ организации неформального общения людей разных поколений, а также форма сообщества по интересам.

Это и одна из благотворительных акций Церетели, предоставляющего для своих общедоступных мастер-классов не только удобное, хорошо освещенное помещение, оснащенное всем необходимым для занятий изобразительным искусством — мольбертами, холстом, бумагой, красками, и прежде всего выделяющего свое время для многочасовой работы с посетителями мастер­класса, живого общения с ними, публичного акта творчества, напряженного, но благотворного усилия.

Для Российской академии художеств эти мастер-классы художника, который является ее президентом — тоже знаменательный корпоративный проект. Он добавляет имиджу большой исторической государственной институции черты современного гуманитарного учреждения, способного к неформальному личностному общению с каждым заинтересованным в своем творческом проявлении человеком.

Мастер-классы Церетели имеют еще одно, более частное, но не менее важное значение: они дают ценнейший материал для понимания творчества Церетели, его художнического своеобразия и более широко — для исследования психологии изобразительного творчества. Одна из загадочных проблем — роль телесного, тактильного в акте творчества. Трудность возникает уже на уровне фиксации первичного визуального материала.

Мастер-классы Церетели дают уникальный материал для исследователя не только потому, что есть редкая возможность видеть весь процесс от начала до конца, но главным образом потому, что в практике Церетели создание произведения, творческий акт, воплощение идеи в материале носит особый, специфический характер. Он обладает уникальным качеством — он не потаен. Поразительная открытость художника в часы творчества, особая естественность его публичного профессионального проявления делает его мастер­классы уникальной лабораторией по психологии творчества.

Можно наблюдать не только материальное воплощение замысла, но и стадии формирования самого замысла.

В начале работы контур идеи будущего полотна еще весьма зыбок. Для его прояснения, конкретизации особую, решающую роль у Церетели приобретает его эмоциональный фон в данный конкретный момент, его собственное психофизическое состояние, тактильные ощущения, наконец, просто динамическая настроенность моторики. Но какими бы ни были эти показатели в начале работы, творческое напряжение оказывает гармонизирующий эффект. Жесты приобретают точность, кисть в руке, как дирижерская палочка, диктует только художнику слышимый мотив, по какой-то, только автору понятной логике кисть с краской касается холста то в самом его верху, и тогда он вытягивается и, стоя на пальцах с вытянутой вверх рукой, с закинутой головой, долго пишет в этой неудобной, почти балетной позе, чтобы потом, руководствуясь только ему понятной целью, опуститься к нижнему краю холста и обрабатывать его, пригнувшись практически к полу. Данная стадия динамики свидетельствует о том, что эти части композиции уже отчетливо запечатлены в пока еще только мыслимой картине будущего произведения.

Церетели — человек «дневного сознания», светлого мироощущения, потому мощное влияние психофизической данности организма на творческий процесс у него лишено какой-либо биологичности, потаенного сумеречного присутствия телесного.

Это подвижность, жестуальность, пластика человека просветленного мирочувствования, физически ощущающего радость бытия и наделяющего физическое усилие живописца, необходимое для выполнения привычных для него крупных работ, редкостным доверием к собственной интуиции.

Сложная музыкальная ритмика жестов — то быстрых и коротких мазков, то энергичных длинных прочерков кисти, коротких пауз для концентрации энергии перед новым взрывом жестового каскада и долгие фермато, в которых мыслительный процесс делается почти явственным, — все это выявляет сложную взаимосвязь телесного, интуитивного, рационального и делает ее практически зримой.

Открытость, просветленность мироощущения, положительный жизненный настрой, доверительный способ общения успешного художника — такой посыл аудитории мастер­классов имеет и художественный, и культурный, и социальный позитивный смысл, в котором наше общество, особенно молодое поколение, особенно нуждается сегодня. Такой человеческий опыт, такая жизненная практика не передаются вербально. Их можно воспринять только в живом эмоционально насыщенном общении, и мастер-классы Церетели — идеальная среда для воспроизводства позитивных установок. Именно с этой точки зрения мастер-классы Церетели имеют особую, не только профессиональную, но и общественную ценность.

ДИ №6/2011

26 декабря 2011
Поделиться: