×
Взаимодействуя со стихиями
Наталья Горожанцева

Александр Пономарев. «Ветрувианский человек». 1 октября – 15 ноября 2015 года. ГМИИ им. А.С. Пушкина, главное здание

Александр Пономарев. Ветрувианский человек-1. 2015. Фотография

Александр Пономарев предпринял вторжение в ГМИИ им. А.С. Пушкина, вписав фасад музея в инсталляцию «Ветрувианский человек», выполненную при поддержке ЦУМ Art Foundation. В проекте художник исследует художественную гармонию, эстетические пропорции и вечные ценности, неподвластные ветру времени.

Выставка поделена на две части. Одна представлена на фасаде музея – шесть массивных ветроуказателей – «колдунов», четыре из которых закреплены на колоннах, а два расположены по обе стороны от главной лестницы. Вторая часть выставки находится в зале со слепками скульптур Микеланджело Буонарроти. Эти экспозиции едины в своей интервенциональной природе: преобразование фасада музея подготавливает зрителя к восприятию следующего этапа вторжения инсталляции в пространство музея классического искусства. Изменение облика одной из главных художественных институций страны — громкое высказывание, заявляющее о масштабе и значимости заложенного в нем посыла. Арт-интервенция выявляет идею проекта, утверждает онтологическое единство современного и классического искусства.

Основным мотивом выставки стал перформанс Пономарева, прошедший в 2014 году на судне Российской академии наук в арктических водах Атлантики, где художник находился внутри огромного ветроуказателя в позе «витрувианского человека» Леонардо да Винчи, обдуваемый всеми ветрами. Видеодокументация перформанса отображена на экране конструкции «колдуна» внутри зала Микеланджело и помещена в контекст классического искусства: вокруг видеообъекта расположены шесть столов, где под стеклом лежат гравюры Джованни Пиранези, Альбрехта Дюрера, Кацусики Хокусая, Анри Матисса и самого Александра Пономарева. Каждый из отобранных художником классиков мирового искусства по-своему раскрывает идею искусства как категорию всеобщего, эпистему постижения универсума.

Экспозиция начинается с расположенных напротив друг друга работ Джованни Батиста Пиранези и Анри Матисса. Итальянский художник в своих гравюрах из цикла «Виды Рима» изображает руины древних построек, сохраняющих былое величие. Пиранези вписывает оставшиеся фрагменты древней культуры в современные пейзажи города. Можно сказать, что чем-то подобным занимается и Александр Пономарев, не боясь «прикасаться» к тому, что принято считать неприкосновенным, смело пропускает достижения давних эпох через мембрану современности.

Контраст идее Пиранези составляют декупажи Анри Матисса. Модернистским установкам оппонируют работы Альбрехта Дюрера и Кацусики Хокусая, расположенные в глубине экспозиции. Один автор повествует о бурлящей беспокойством жизни, а другой о смиренном созерцании, они разнятся в художественном языке, но едины в попытке постичь возвышенное, непознаваемое и сверхчеловеческое, что делает искусство, классическое и современное, сферой трансцендентального.

Эту сложную и драматическую контаминацию порой противоборствующих сил художник обыгрывает в названии проекта, в котором идея «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи оборачивается «Ветрувианским человеком» Александра Пономарева. Художник, как и его великий предшественник, берет за основу своего проекта проблему пропорций: в центре его экспозиции конусообразный ветроуказатель, диаметр которого строго соразмерен человеческому телу. Пономарев наглядно показывает универсальность этих пропорций для всех эпох и художественных воззрений: то, что было истинно для ХV века, так же верно и для XXI столетия, различны лишь формы подачи. В свое время Розалинда Краусс настаивала на том, что нет онтологического различия между классическим и современным искусством. Пономарев продолжает эту мысль, демонстрируя, что могут различаться техники и способы выражения, но неизменно человеческое измерение мира.

Пономарев сравнивает особенности развития актуального искусства с порывистыми и хаотичными потоками ветра. Став в центре ветроуказателя, художник пытается измерить его скорость, задать направление, используя в качестве метрической системы человеческие пропорции, воспетые Да Винчи пять веков назад, и утверждает их в контексте современной культуры.

Чертежеподобные графические работы Пономарева также отсылают к эскизам великого классика. Они демонстрируют лабораторию современного художника, который совмещает классические пропорции с решеткой постмодернистского арт-объекта, смешивает произведения разных эпох, выводит собственную формулу и предлагет зрителю участвовать в эксперименте. В графических работах «Глобальная циркуляция атмосферы» и «Северная ветровая катушка» Пономарев мысленно ставит себя на место розы ветров, понятой как источник сущностных смыслов искусства, пытаясь проникнуть в самое сердце художественных направлений, дабы изнутри постичь логику их устройства и развития.

Стихия, обозначенная в произведениях Пономарева, проявляет себя не только в качестве идеи, но и непосредственно. Художник взаимодействует с природными стихиями: рассекает холодные океанские воды, преодолевает упругое напряжение сурового северного ветра. Важную роль в видеодокументации перформанса Пономарев отводит изображениям айсбергов и птиц. Масштаб и мощь природной стихии и природных объектов давно вдохновляют художника, и это позволяет рассматривать проект «Ветрувианского человека» как результат его исследования логики мировых процессов.

ДИ №6/2015

28 декабря 2015
Поделиться: