×
Парадоксальная выставка-инсталляция в залах Лувра
Кира Сапгир

«Краткая история будущего». 24 сентября 2015 – 4 января 2016 года. Париж, Лувр.

 

«Чтобы понять, что может представлять собою будущее, мне надо рассказать в общих чертах историю прошлого. Тогда станет ясно, что прошлое пересекают константы, образуя нечто вроде сплетенной структуры истории, позволяющей прогнозировать построение будущих десятилетий...» Это мудреное изречение гуру глобализма Жака Аттали (р. 1943) служит запевом нетривиальной экспозиции «Краткая история будущего», открывшейся 24 сентября в музее Лувра. Выставка названа так по одноименному прожектерскому произведению Ж. Аттали (J. Attali. Une breve histoire de l’avenir. P.: Fayard, 2006).

Зачинатель судьбоносного проекта и «научный консультант» экспозиции – сам Жак Аттали. Либерал и глобалист, крупный экономист и футуролог – автор концепции нового мирового порядка. В свое время он был ближайшим советником президента-социалиста Ф. Миттерана. И не кто иной, как Аттали инициировал в свое время приглашение в состав «восьмерки» президента Михаила Горбачева.

Добавим, что Жак Аттали – автор множества трудов по теории истории, а также эссе и даже романов. В своих книгах он зачастую стремится позиционировать себя как «великого мыслителя, Прометея, несущего темному человечеству свет истины».

Согласно амбициозному сценарию Ж. Аттали заданность выставки «Краткая история будущего» – это (цитируя книгу) «построение в настоящем поэтического повествования о прошлом для понимания будущего».

В подземном Холле Наполеона, отведенном Лувром для временных выставок, две сотни предметов искусства, древнего, старинного и современного, призваны проиллюстрировать (весьма произвольно) этот судьбоносный постулат «планетарного интеллектуала».

Вопреки уставу, который не разрешает выставлять в Лувре произведения, созданные после 1848 года, на сей раз почтенный музей пригласил к совместному участию интернациональную бригаду актуальнейших «пластиков» из Аргентины, Конго, Египта, Франции, Нидерландов и т.д., каждый из которых обязался создать работу непосредственно для проекта.

И в необъятном вестибюле Лувра, под циклопической стеклянной призмой Мин Пея у входа на выставку, красуется мега-постер. Там в отблеске пожарища валится с пьедестала мощная античная статуя. Этот постер – фрагмент полотна Томаса Коула «Разрушение» (1834, Historical Society, New York), входяшего в пентактих «Путь империи». Ради выставки в Лувре эти творения основателя «Школы реки Гудзон» впервые пересекли океан. И пожалуй, они здесь из немногих по-настоящему значимых, ибо искусства в полном смысле слова на выставке «Краткая история будущего» практически нет.

Переиначивая будущее... Выставка «Краткая история будущего» поделена устроителями на четыре крупных тематических этапа: «Миропорядок», «Великие империи», «Расширение обитаемого мира» и «Сегодняшний мир».

Увертюрой к показу служит многофигурная инсталляция канадского художника Жоффри Фармера (Geoffrey Farmer): посреди первого зала в гипсовой ротонде водят хоровод 1200 репродукций разной величины, старательно вырезанных автором из каталогов, журналов, постеров и наклеенных на хлипкие щепочки. Эфемерные силуэтики, воспроизводящие мощные статуи прошлого, кокетливо повернуты к зрителю спиной. И мне довелось наблюдать, как какой-то малыш потихоньку от папы с мамой пытался повернуть фигурку к себе и отковырнул. Хорошо хоть смотрителя не было на месте, иначе пришлось бы родителям любопытного чада расстаться с кругленькой суммой.

Над картонажным шедевром водружено (по неясным причинам) массивное «Колесо Дхармы» (из запасников Лувра), а его визави – электронное табло из Франкфуртского аэропорта – оглушительно чирикает и щелкает.

«Построение истории зиждется на постоянных временных составляющих, позволяющих вычислять организацию грядущих десятилетий», значится на картеле в зале, посвященном миропорядку. Ну и как же тут не вспомнить о добром старом Нострадамусе с его теорией повторяемости «больших (исторических) циклов»?

На самом видном месте в том же зале «Миропорядка» красуется очаровательное произведение Томаса Сарацино (Аргентина): в стеклянном кубе на черном бархатном фоне серебрится подсвеченная паутина, которую автор пестовал в собственном чулане. Ошую от «паутины» – «Слепцы» Брейгеля (копия); одесную – мессопотамская стела (из запасников Лувра). Какая связь между ними? Это уж посетителю вникать.

Помочь разобраться в концепции инсталляции и приобщиться к дискурсу могли бы разъяснительные картуши на серых стенах. Но вот беда! Картуши-то едва различимы, будучи скупо освещенными точечными лампами. И посетители с трудом разбирают истины, написанные серым по серому.

Переходя из зала в зал, от инсталляции к инсталляции, пытаясь вникнуть в тезис о «постсовременности с незапамятных времен», чувствуешь некое смущение, переходящее в недоверие, внушающее подозрение: так ли уж продуман выбор экспонатов для всей «навороченной» экспозиции?

При этом современные работы на выставке «Краткая история будущего» смотрятся убедительней и уж точно свежей набранных по луврским сусекам раритетов, возможно, благодаря безукоризненному вкусу, а не буквальной трактовке кураторов Жана де Луази и Доминик де Фонт-Рео.

Как парадоксально-загадочны там восковые «Облака» в инсталляции «Горизонты» современного автора Уго Рондиноне (Швейцария)! Глядя на нее, невольно вспоминаешь бодлеров-ское: «Я люблю облака… облака, что плывут там, высоко-высоко… Дивные облака!»1 («Чужестранец», «Сплины»).

Монументально-изящны муляжи громадных тропических семян, орехов, плодов – творения Изабель Колонаро, вдохновлявшейся гипергербариями Робийара д’Аржантелля, гипернатуралиста эпохи Просвещения.

И как щемит сердце при виде искалеченной бронзовой «Тени» Родена. Оплавленная в горниле апокалипсиса

нью-йоркского Всемирного торгового центра «Тень» была частью монументальной композиции «Врата ада» из находившегося там фонда Кантора, самого мощного заокеанского собрания Родена.

Тем не менее эклектичность подбора выглядит неоправданной, небрежной даже неряшливой. А к тому же налицо назойливая дидактика при весьма неглубокой подаче идеи.

Оттого идея, в целом занятная, воспринимается как расплывчатая, недорешенная. А все претенциозное послание Аттали во всей своей мнимой значительности, увы, смотрится излишне прямолинейно.

Например, инкрустированный перламутром раскрашенный папуасский череп иллюстрирует — кто бы мог подумать?! – «Загадку смерти»! А коллекция экзотических древних монеток — ну, конечно же, – про «Обмены». Для «Рая на земле», то бишь садов, в ход пошли фаянсовые восточные изразцы. Но отчего в залах, посвященных все тому же миропорядку, тканый ковер, воспроизводящий «Строителей» Фернана Леже, соседствует с «Аллегорией богатства» Вуэ, которой на самом деле место как раз среди «Обменов»?

Что же до современных общественных катаклизмов, то тут пугают «стрелялками»: в анфиладе залов, посвященных современному миру, проступают документальные (очень плохого качества) кинокадры, показывающие площадь Тяньаньмэнь, падение Берлинской стены, студенческие волнения во Франции 1968-го и пр. И этот узнаваемый визуальный ряд слишком уж напоминает наглядное пособие к учебнику «истории человечества для ”чайников”!»

Лишь последний зал – инсталляция китайского художника Ай Вэйвэя все же пытается настроить посетителя на серьезный лад. Там, на паркетном подиуме, разместились спиленные под корень колонны из старинных теремов китайской знати. Посетителям предлагается рассаживаться на неудобных пеньках, похожих на сточенные зубы, дабы «предаться скорбным размышлениям о конце цивилизации». А над их головами тем временем на экране мелькают кадры, призванные проиллюстрировать «Пять ударов, которые разрушили мир».

Выставка эта – на самом деле только иллюстрация гипотез Жака Аттали, которым не дано стать аксиомами. А чтобы потрясти воображение читателя, используются приставка «гипер»: «гиперконфликт», «гиперметрополия», «гипердемократия», даже «гипергиперимперия»! Но все сводится к гиперпретенциозности либо, как сказал Дидье Рикнер, глава интернет-издания «Арт-Трибюн», «гиперразочарованию».

К тому же предлагаемая Ж. Аттали «история будущего» выглядит чересчур уж краткой. Невозможно постичь 40 веков истории человечества при помощи 200 артефактов.

***

Подытоживая, напомним: после столетней войны, объявленной Дюшаном музеям и музейности, объектом искусства может стать что угодно: облака из воска, скульптуры из паутины, тень из бронзы — и выставка «Краткая история будущего».

ДИ №6/2015

31 декабря 2015
Поделиться: