×
Глобальное в локальном
Павел Герасименко

«Современное искусство в традиционном музее». 13 октября – 9 ноября 2015 года. Санкт-Петербург.

Музей-квартира А.И. Куинджи. Проект «МишМаш» «Музей в себе»

Фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» проходит в Петербурге в тринадцатый раз. В этом году все проекты были сосредоточены в пределах Васильевского острова, а базовой площадкой фестиваля стал творческий кластер «Арт-муза». Здесь была открыта общая выставка, где художники представили своеобразные дайджесты своих проектов.

В последние годы стало казаться, что формат, удачно найденный фондом «Про арте» почти два десятилетия назад и приведший в малые, естественно-научные или ведомственные музеи актуальных художников и новых зрителей, исчерпан. Во-первых, активные пенсионеры вытеснили из бесплатных автобусов в первые дни фестиваля продвинутых любителей контемпорари-арта. Во-вторых, музеи, заинтересованные в проведении фестиваля финансово, зачастую терпели современное искусство в своих стенах, не становясь соавторами художников, как задумывалось изначально, и в-третьих, качество проектов не всегда было на высоте.

Понимая это, организаторы фестиваля призвали куратора, в этом году им стала директор Уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова. Как и руководимая ей Екатеринбургская индустриальная биеннале, фестиваль получил звучную и абстрактную глобалистскую тему – «Гиперлокальное», имелся в виду поиск глобального в локальном.

Все шесть музеев, где проходит нынешний фестиваль, уже принимали его прежде и не единожды, так что и у постоянных зрителей, и у работников музеев есть возможность сравнивать. Если помечтать, то художник, которого точно надо было пригласить к участию в фестивале — Кандида Хефер, чья выставка прошла недавно в Эрмитаже: поэтика ее фотографий идеально подходит к музейным пространствам. Но международный статус и возможности фестиваля не столь велики, хотя за эти годы здесь показали свои работы такие звезды современного искусства, как Дебора Тубервилль и Гвидо ван дер Вельде. Поэтому нишу «музейной фотографии» заполняют студенты Владислава Ефимова, неоднократного участника фестиваля, с его курса «Проектная фотография» в Школе Родченко. Иностранные авторы на этот раз выглядели пластически неубедительно. Например, «Метеоритная ловушка» немки Агнес Мейер-Брандис получила в Геологоразведочном музее имени Ф.Н. Чернышева скромное место, уступив в зрелищности как музейному окружению, так и проекту, демонстрировавшемуся здесь в 2004 году – «Колумбарию» Петра Швецова.

Небольшой кинетический объект Дмитрия Морозова на выставке в «Арт-музее», звуком и движением привлекавший всеобщее внимание, был всего лишь эпиграфом к его «Симфонии ветров и маятников», «исполненной» в глубине ледокола «Красин», который недавно вернулся на стоянку после реставрации. В машинном отделении, расположенном много ниже ватерлинии, с помощью десятков вентиляторов создается ветер, раскачивающий привязанные на веревках камешки, но это мнимая взаимосвязь — все управляется программой и питается от общей электросети корабля. Как часто бывает у этого художника, поэтическая метафора, где сталкиваются «аналоговое» и «цифровое», повторяется, но теперь уже как возведенная в степень.

Ф еминистическая версия истории искусства, изложенная кураторами Машей Годованной и Ярославом Воловодом в проекте «Она» в залах Научно-исследовательского музея Академии художеств, выглядит как не совсем умелый набросок, особенно в контексте недавних больших выставок студенческих работ разных лет, сделанных ректором академии Семеном Михайловским. Зачитываемые подряд имена женщин-художников из картотеки методического фонда звучат подобно мартирологу, это впечатление усиливает то, что происходит все в сердцевине музея, наполненного произведениями художников-мужчин. К числу филиалов музея Академии художеств относится и мастерская Архипа Куинджи – единственная мемориальная квартира на нынешнем фестивале. Поверх символического и реального пространства музея-квартиры известный московский художественный дуэт «МишМаш» набросил собственную сетку координат, смешав музейную обстановку с предметами и фото из своей мастерской так, что тонкое личное чувство оттеняет ортодоксальный концептуализм всего проекта.

«Сложные вопросы» в Музее современных искусств имени Дягилева СПбГУ — групповая выставка выпускников двух последних курсов Школы молодого художника, собранная Натальей Хвоенковой из «Про арте». Все они взяли удачный старт, но больше других удивила Алена Терешко, известная впечатляющими перформансами. В экспозиции представлено большое полотно: с привлечением Веласкеса и Репина художница исследовала проблему ракурса в искусстве и заодно написала коллективный портрет петербургской арт-тусовки. Другие художники выступили в этом проекте предсказуемо, развив сложившиеся собственные манеры и темы. Творческая судьба талантливых Леонида Цхэ, Аси Маракулиной или Ильи Гришаева уже в общих чертах ясна. Эти художники связаны со стремительно набирающей популярность группой «Север-7». Их символическим перформансом открывался фестиваль. Зрителям предложили забраться внутрь большого фанерного короба на колесах, изображавшего туристический автобус, и художники попытались сдвинуть его с места, таща наподобие бурлаков за веревки. Такое действие выглядело яркой метафорой нынешнего фестиваля «Современное искусство в традиционном музее».

ДИ №6/2015

31 декабря 2015
Поделиться: