×
Травма поверхности полотна
Юлия Матвеева

 

Владимир Потапов – молодой художник, куратор, исследователь актуальных практик. Выпускник ИПСИ (2010) и школы «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства (2011), номинант премии Кандинского (номинация «Молодой художник года», 2014), участник совместного проекта галереи «Триумф» и ММОМА «Молодые львы» (2015).

Художник приехал из Волгограда в Москву в 2008 году, стремительно прошел путь от классического восприятия живописных работ до активного вовлечения в дискурс апроприации этого медиума актуальным искусством. В коллекции ММОМА находится одна из наиболее интересных серий, относящаяся к этапу становления художника, автор определяет ее как «первое серьезное высказывание»1  – «Двойная мимикрия» (2011). Это живописные работы (холст, масло) с наклеенными на красочную поверхность прямоугольными планшетами, имитирующими знакомые каждому пользователю ПК серые «всплывающие окна» меню действий операционной системы. Коллажный элемент меняет фокус смотрящего, перенастраивает восприятие. Летние пейзажи, выполненные с соблюдением классических канонов перспективы и светотени, оказываются плоским экраном, на котором располагается надпись, вступающая в концептуальное взаимодействие с изображением.

Комментируя эту серию через пять лет после ее создания, Потапов говорит о ее «тройном прочтении». Первое – это мимесис, попытка воспроизводства реальности классической живописной картины; второе – внедрение в картину виртуального цифрового пространства; третий слой определяется как «подстраивание» художественных практик под актуальный запрос. «Очень просто делать искусство, которое сегодня является общим местом, и таким образом влиться в ряды, быть принятым»2 – говорит художник, для которого время учебы в ИПСИ и «Свободных мастерских» стало этапом «пересмотра багажа», пересмотром практики, которую Потапов определяет как «современная живопись». «Отсутствие платформы, теоретической базы этого вида искусства применительно к современному процессу навело меня на мысль, что надо создать некое “доступное место”, где каждый сможет получить информацию»3. Потапов сделал канал на YouTube, где разместил серию видеоинтервью с известными кураторами, арт-критиками и художниками, отвечающими на пять вопросов о живописи. Фильм-интервью «Ни возьмись», находящийся в свободном доступе, перерос в исследовательский и образовательный проект, который был представлен на международном форуме «Искусство и реальность» (Санкт-Петербург, 2011).

Состояние и возможные перспективы живописи на примере работ молодых художников Потапов исследует в своем кураторском проекте «От противного». Выставка, прошедшая в ЦСИ «Винзавод» «Цехе Красного» (2010) при поддержке Агентства Art.Ru, ставила задачей преодоление скепсиса, зачастую окружающего живопись на фоне других актуальных практик и который, по мнению художника, «не артикулируется, не актуализируется и находится в маргинальной зоне»4. Сбор заявок происходил по принципу open call, участников отбирали Ю. Шабельников, А. Сигутин, В. Кошляков, И. Кулик, А. Панов, Н. Абалакова, А. Жигалов, Д. Пыркина, Д. Камышникова, сформулировав шесть разделонаправлений для 49 авторов, многие из которых, получив «хороший старт», продолжают активно проявлять себя на поле современного искусства.

Продолжением этого проекта-исследования стала выставка «CheckPoint» (2012), показанная в ЦТИ «ПРОЕКТ_FABRIKA», затем в Перми и Санкт- Петербурге. Участниками стали Вика Бегальская, Тимофей Караффа-Корбут, Таисия Короткова, Егор Кошелев, Влад Кульков, Диана Мачулина, Иван Плющ, Александр Погоржельский, Валентин Ткач… «В первом случае было намерение исследовать все возможные практики молодых художников в области живописи,... во втором – выделить самые яркие примеры, здесь уже было персональное приглашение»5.

В своих работах Владимир Потапов подвергает излюбленный медиум всевозможным трансформациям. В сериях работ на прозрачной основе (плексигласе) он разрывает структуру живописной поверхности, делая ее многослойной. «Три слоя прозрачного плексигласа несут на себе раздробленные фрагменты фигур, собирающиеся в пространстве при фронтальном просмотре и распадающиеся при изменении угла просмотра»6. Эта «пространственная живопись» была показана художником на выставке «Момент распада» (Агентство Art.ru, 2011) и «Прозрачные отношения» (галерея «Триумф», 2013). В обоих случаях выбор техники исполнения был сопряжен с содержательно-тематическим наполнением серии, особо очевидным в серии Unite, где портреты советских героев – учителей, врачей, летчиков, испытателей, ударников труда – панорамы заводских пейзажей напоминают об исчезнувшем прошлом, сюжеты распадаются на абстрактные пятна и собираются вновь в легко считываемом намеке на маятник истории.

В серии картин «Внутри», ставшей основой выставки «По памяти» в Московском музее современного искусства (2015), Потапов вновь обращается к наследию советского прошлого, делая растиражированные Интернетом парадные фотографии того времени основой своих изображений. Выполненные в оригинальной авторской технике небольшие по формату работы имитируют уличные доски объявлений со множеством слоев краски, ежегодно наносимой коммунальными службами. Со слов автора, первую работу серии он сделал на такой найденной доске с разноцветной структурой. Извлекая резцом изображение из поверхности, каждый слой которой зафиксировал определенный момент, художник предъявляет зрителю физически ощутимое время.

Теме исторической памяти, ответственному отношению к истории посвящена серия «Эффект паруса» (2013), показанная на выставке «Три дня в октябре» в Музее современной истории России. Живописные картины (холст, масло), воспроизводящие смазанные кадры фото- и видеохроники, художник покрывает множеством отверстий, «перфорирует» на манер рекламных баннеров, где этот прием служит для снижения «эффекта паруса». Нивелируя внутреннее пространство картины через нарочитое подчеркивание ее плоскостности и материальности, он снижает значмость значения изображения, превращаемого в транспарант.

Вопросы поверхности картины, живописной иллюзии и носителя этой иллюзии художник проявлял через обнажение или травму поверхности полотна7, чему посвящалась  выставка «Блик на солнце» в галерее «Триумф» (2015).

Рассуждая о территории искусства и живописи как языке коммуникации, Потапов подчеркивает: «Меня сейчас интересуют базовые вещи в живописи – красочный слой, плоскость, фактура, конвенция картины, выразительные возможности и то, как это отвечает условиям современности»8.

  1. Запись беседы автора с художником 6 февраля 2017 г.
  2. Владимир Потапов: фиксация накопленного, а не аванс в счет будущих свершений: Интервью Сергею Гуськову 26 марта 2012 г.
  3. Официальный сайт художника 
  4. Живопись жива. Интервью Дарьи Борисенко для W-O-S.ru
  5. «Хорошая живопись – это всегда избыточное сообщение»: Интервью Ольги Данилкиной для aroundart 13 марта 2014 г.
24 июня 2017
Поделиться: