×
От ведерка до скафандра: русское присутствие на BRAFA
Евгения Гершкович

Старейшая ярмарка искусства, брюссельская BRAFA (Brussels Art Fair) только что завершила 63-ю сессию и подвела итоги. Посмотреть на 133 антикварных галереи из пятнадцати стран в выставочный зал Tour & Taxis пришли 64 тысячи человек (на три тысячи больше, чем в прошлом году). 

Коллекционеры и декораторы любят брюссельскую ярмарку за всеохватность и широту взглядов: живопись старых мастеров соседствует с современной, скульптуру представляют наравне с ювелирным искусством, коллекционному дизайну не мешают произведения народов Африки, Азии и Океании, а комиксам – средневековые шпалеры или часы. Что касается цен, BRAFA всегда славилась умеренным для своего сегмента демократизмом: от нескольких сотен тысяч евро до пары миллионов.

Галерея Klaas Muller за €6 млн предлагала масштабное полотно маслом кисти трех авторов, Питера Пауля Рубенса, Пауля де Воса, Яна Вильденса «Диана и нимфы охотятся на оленя». Работу чилийского сюрреалиста, скульптора и архитектора Роберто Матта «Противник» (1945) Die Galerie оценила в €2,5 млн. Кстати, в сентябре в Государственном Эрмитаже откроется выставка «Роберто Матта и четвертое измерение». Работами сюрреалиста Рене Магритта, уроженца Бельгии, («Оракул», 1931, Boon Gallery, €4 млн) здесь особенно дорожат. Не менее любим публикой его земляк, мистический живописец Джеймс Энсор («Бал-маскарад», Samuel Vanhoegaerden Gallery, €1 млн). Guy Pieters Gallery третий раз подряд показывает на BRAFA скульптуры Жан-Мишеля Фолона. В этом году были представлены знаковые работы – «Отпуск» (2002) и фигура в рост одинокого господина в плаще и шляпе («Мой путь», 2003, €500 тыс.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспоненты ярмарки чувствуют тренд и, разумеется, уделяют внимание творчеству знаменитого фламандца Яна Фабра, задающему тон всему, что происходит сегодня на арт-сцене Бельгии. К примеру, большой рисунок художника синей шариковой ручкой продавался за €115 тыс. Доказательством неутомимости и востребованности Фабра стал его кураторский мегапроект «Плот. Искусство (не) одиноко», посвященный двухсотлетию шедевра Теодора Жерико «Плот "Медузы"». Куратор пригласил Люка Тюйманса, Марину Абрамович, Билла Виолу, Ромео Кастеллуччи, Стива Маккуина, Аслана Гайсумова и других художников поразмышлять над вопросом: одинок ли художник? До 15 апреля проект можно увидеть в Остенде, бельгийском городе-курорте на побережье Северного моря.

Раздел современного искусства на BRAFA заметно расширился. Рост интереса к этому сегменту рынка объясним в том числе минимальным риском подделок. Со стенда Samuel Vanhoegaerden Gallery был продан лист абстракциониста Сая Твомбли Untitled Ramifications (1971, смешанная техника) за €2,5 млн. Серьезный игрок на рынке, дебютант BRAFA нынешнего года, нью-йоркская Gladstone Gallery представила работу Аниша Капура «Сверкающая зеркальная бронза» за €2 млн.

Почетным гостем нынешней ярмарки стал художник-концептуалист Христо (Христо Явашев). Его масштабная инсталляция «Три витрины», созданная в 1960-е совместно с супругой Жанной-Клод для музея Ван Аббе в голландском Эйндховене, стала самой крупной работой из когда-либо выставленных на BRAFA. Она украсила зону ресторана Tour & Taxis. Галереи также не отставали: ранние работы, упаковки и архитектурную графику ветерана арт-сцены показала Guy Pieters Gallery. Актуальную тему подхватили городские музеи. В брюссельском ING Art Center параллельно с ярмаркой прошла ретроспектива Христо и Жанны-Клод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиционно на стендах ярмарки появляются работы и с русским провенансом. Из любопытных – серебряное ведерко для льда (1843, галерея Dario Ghio), свадебный подарок Николая I дочери, великой княгине Александре Николаевне по случаю бракосочетания с принцем Фридрихом Вильгельмом Гессен-Кассельским; каминные часы «Праздничная колесница юного Бахуса» мастера Пьера-Филиппа Томира (галерея La Pendulerie, €85 тыс.), приобретенные Павлом I для Михайловского замка в 1798–1799 годах. И раритет, побывавший в космосе, герметичный скафандр бортинженера космического корабля «Союз ТМ-10» Геннадия Стрекалова (Theatrum Mundi, €130 тыс.). 11 декабря 1993 года после нью-йоркских торгов Sotheby's эта вещь оказалась в коллекции Форбсов.

 

    

Лондонские антиквары Finch & Co, стенд которых, подобно кабинету куриозитетов, традиционно привлекает внимание, и на этот раз не разочаровали любителей диковин. Коробка архангельской резной кости 1800–1825 годов из частной российской коллекции продавалась за €3 750. Искусную же работу холмогорских костерезов, ларец XVIII века, декорированный геометрическим орнаментом и сценками охоты, представляла парижская галерея Gilgamesh.

Многие галереи выставили работы уроженца Витебска Марка Шагала. Парижско-лондонская галерея Boulakia предлагала полотно «Жених и Невеста в небе Парижа» (1980–1981), снабженное сертификатом аутентичности Комитета Марка Шагала, галерея Stern Pissarrо – «Деревенский праздник» (1969, гуашь, карандаш, японская бумага), галерея Omer Tiroche – «Корзину с фруктами и влюбленными» (1979, масло, гуашь), галерея Tamenaga – «Наездницу» (1953, индийская тушь, техника гохуа на бумаге, нанесенной на деревянное панно).

Третий год подряд с большим успехом в брюссельской ярмарке принимает участие художник Мария Кошенкова, работающая со стеклом. Выпускница Мухинского училища живет в Дании, а работает с парижской галереей Clara Scremini. Объект «Норвежское дерево», вдохновением для создания которого послужили найденные фрагменты деревянных шпал портовой железной дороги, и скульптура «Розовый канат, или Пятая волна феминизма» (€5 тыс.–10 тыс.) были проданы в первые дни работы ярмарки.

Коммерческая активность на ярмарке ежегодно сопровождается образовательной программой. Напомним о самых любопытных мероприятиях: круглом столе, проведенном Тэйсом Демельмейстером, журналистом, автором книг по истории создания кабинетов редкостей, в том числе недавно вышедшего издания Wunderkammer: An Exotic Journey through Time, и лекции Светланы Усачевой, научного сотрудника Третьяковской галереи «Парадоксы музейных исследований, или Секреты старых картин».

20 февраля 2018
Поделиться: