×
Татьяна Ахметгалиева
Юлия Матвеева

Только на страницах ДИ закрытое хранение Московского музея современного искусства  превращается в открытое. Художница номера:

Главная линия

Уже первые работы Татьяны Ахметгалиевой удивляли масштабностью, точностью и выверенностью композиций в сочетании с внесистемным, свободным подходом к воплощению замысла в материале, что дало изучение новейших технологий в Институте ПРО АРТЕ и текстиля в СПбГХПА им. А.Л. Штиглица. По поводу выбора ПРО АРТЕ у Ахметгалиевой не было ни малейших сомнений: «Приехав в Санкт-Петербург, я сразу с поезда отправилась в приемную комиссию и получила разрешение на посещение занятий свободным слушателем до момента официального приема». Сложнее оказалось выбрать отделение в Мухинском: «Первый год я поступала на отделение монументальной графики… Я считаю себя графиком... неважно, в какой технике в итоге выполнена работа, главное – линия… Сильную классическую школу мне дало уже училище, от академии хотелось большей творческой свободы, и эту свободу я нашла на отделении художественного текстиля»1. Этот опыт научил художницу работать с активным цветом и монументальным форматом.

Красной нитью

«Я решила попробовать соединить тот материал, которому я учусь, и то чем я хочу заниматься как современного художник»2. Все линии сошлись в выпускном проекте ПРО АРТЕ3, инсталляции «Красной нитью» – текстильном полотне, изображение на которое нанесено в трудоемкой технике ручной вышивки с имитирующими типографский растр элементами коллажа. В основе сюжета графически доработанное случайное газетное фото протестной демонстрации. «Это было ощущение времени, наложенное на собственные эмоции: люди хотят что-то изменить, но это у них часто не получается… каждый день внутри человека происходит такая “война” с выпадающим красными клубками чувством негодования»4. Найденное здесь выразительное и лапидарное пластическое решение оказалось чрезвычайно емким и стало основой первой большой серии «Моя комната».

Красное и черное

Нить в руках Татьяны Ахметгалиевой – универсальный материал. Уже на следующий год5 на площадке молодого искусства «Старт» ЦСИ «Винзавод» был показан персональный проект Ахметгалиевой «Стадия куколки» (2009): два монументальных текстильных полотна (190×1040 каждое). Излюбленный на том этапе красно-черный колорит с акцентом на первый цвет с большими белыми полями-лакунами фона (сказался опыт обучения искусству каллиграфии с особым пониманием пространства в композиции) создает призрачную историю оставленной художницей в Сибири жизни, сотканной из «страха, страсти и сложности». На первом полотне автопортрет Татьяны, закрывшей лицо руками, сквозь пальцы выплескивается поток красных нитей, заканчивающихся клубками на полу. На втором – череда портретов друзей в повторяющемся ритме.

К той же серии относится работа «Песни Дикой Косатки» (ткань, нити, вышивка, шитье, 2010) из коллекции ММОМА6 . На текстильной картине-диптихе снова в многократном повторе возникает персонаж из жизни в Сибири, «один из призраков воспоминаний» – певица со сценическим именем «Дикая Косат-ка». Множественность портретов передает сложный образ героини, а тянущиеся по поверхности нити визуализируют звук и эмоции, которые вкладывает в пение эта девушка.

Свое пространство

Серия автобиографичных историй «Моя комната», показанная в 2012 году в галерее Forsblom, посвящена «моменту единения в пространстве своих личных переживаний, размышлений, поисков»7.

Вторят этому настроению и ранние видеоработы. В первых видео 2006 года, триптихе «Алхимия», «Оболочка», «Прошлое», показанных на фестивале «Мода и стиль в фотографии» (2009) в галерее «На Солянке», та же приверженность строгой эстетике, нарративность и выдержанный почти в монохроме с добавлением красного акцента колорит. Рефлексия над собственным прошлым показана через срежиссированные мини-истории. Тема оболочки, отделяющей внутренний мир от внешнего, их соотношение станут главной в творчестве Ахметгалиевой. Выход за пределы внутреннего мира и опасность путешествия, ментального и физического к внешним идеям и течениям (которые могут заманить, затянуть, одурманить) стала лейтмотивом представленной на последней Венецианской биеннале видеоинсталляции «Ghost Ship» («Корабль-призрак»), основанной на античном мифе о сиренах.

Визуальный строй в видеоработах Ахметгалиевой быстро трансформируется, становится образнее, ассоциативнее, свободным от постановочных схем. В первых видеосюжетах замысел передается через символические жесты, в последующих автор обходится без модели, без постановки, передавая идею через свои ощущения. В ход идут случайные наблюдения и месяцами не дающие покоя (и отснятые-таки) образы, старые записи, собранные в детстве коллекции и новые работы из арт-резиденций, минуты тишины и часы каждодневной рутины.

Видео как графика

Авторский почерк становится узнаваем и в видео, показанных на персональной выставке «Хрупкий остров» (2016)8. Ахметгалиева использует понятие острова как метафору границы личного мира. Она исследует, какие «мирки» человек себе создает и на каких «островах» пребывает. «Мне тоже нужен мой остров, необходимо на нем укрываться и “выплывать” иногда на Большую землю»9. В проект вошли пять видеоинсталляций, демонстрирующих творческий размах художника. Сюрреалистическая образность и красота «Исчезнувших лестниц», снятых в лучах солнца на берегу Финского залива, ритуальная монотонность двухканальной видеоинсталляции «Полярные координаты», сомнамбулическое состояние «Райского острова» и быстротечность «Ромашки белой» показывают авторское мироощущение.

«Я снимаю все, что я чувствую как важное, даже если пока не понимаю, почему это важно», – говорит художница о своей работе. Синкретизм образов, отношение к видео как к «графике, которая развивается в пространстве» воплотились в загадочной, как и большинство ее работ, видеоинсталляции «Princess Nocturne» – сайт-специфик-проекте «Дом впечатлений. Классика и современность медиаис-кусства»10, разместившегося в бывшей усадьбе князей Голицыных. «Princess Nocturne» вписана в орнамент лепного потолка спальни, где прежде могла быть настоящая фреска. Это диктовало центральный мотив видеоряда – цветущие ветви апельсиновых деревьев «райского сада». Отсылая к истории первой владелицы, Авдотьи Голицыной, Ахметгалиева нарочито перемешивает легенды с фактами, а вымысел с реальностью.

Татьяна Ахметгалиева

Родилась в 1983 году в Кемерове. Окончила Кемеровское областное художественное училище, СПбГХПА им. А.Л. Штиглица (кафедра художественного текстиля факультета монументального искусства), Институт ПРО АРТЕ по программе «Новые технологии в современном искусстве». Финалист премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» (2010, проект «Стадия куколки»), лауреат премии Сергея Курехина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» (2015, проект «Аллергия на пыль»), участник параллельной программы 57-й Венецианской биеннале (выставка «Человек как птица», программа «Пушкинский XXI»).

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Из записи беседы автора с художницей. 22.07.2017. Москва. Электротеатр
  2. Там же.
  3. Выставка «Случайная политика» (2008, ММОМА, Ермолаевский, 17) в рамках первой Международной биеннале современного молодого искусства «Стой! Кто идет?».
  4. Из записи беседы автора с художницей. 22.07.2017. Москва. Электротеатр.
  5. В рамках 3-й Московской международной биеннале современного искусства.
  6. Работа была представлена в тематической экспозиции ММОМА «Сны для тех, кто бодрствует» (2013).
  7. С официального сайта художницы.
  8. В рамках цикла «Отцы и дети» в МВО «Манеж».
  9. С официального сайта художницы.
  10. Программа Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина.
11 августа 2017
Поделиться: