×
ДНК театра

С 27 марта в ММОМА на Гоголевском, 10/2 работает выставка-перформанс «ДНК театра», посвященная 140-летию ГИТИСа, одного из крупнейших театральных вузов мира. Художник и куратор Алексей Трегубов рассказал Юлии Юсме, какие секреты театрального процесса откроются зрителям.

Юлия Юсма. Как возникла идея проекта, кто был его инициатором?

Алексей Трегубов. На вопрос «как возникла идея» всегда сложно отвечать – этот длительный процесс сравним с жизнью растения. Сначала нужно найти землю, потом зерно, поливать и ухаживать, затем ждать, когда вырастет. Если зерно «правильное» и среда разработана, то есть шанс увидеть цветы. Так и с этим проектом.

Меня пригласил идейный вдохновитель всей этой истории Григорий Заславский (ректор ГИТИСа). Мы уже работали вместе, делали проект «Те же в Манеже», посвященный 50-й годовщине разгрома «Манежной выставки».

 

Ю.Ю. Почему именно выставка? Хотелось другого контекста?

А.Т. Cкорее, сам контекст просил этого. Именно с помощью выставки можно изучить то, что мне лично казалось самым интересным: поймать и зафиксировать точки, в которых театр влияет на современную жизнь, а жизнь – на театр.

Для института было интересно выйти в иное, не театральное пространство, поставить новый опыт. Показать все живые процессы, которые сейчас происходят в театре. Не приукрашенное закулисье, а настоящую «кухню». Для музея это эксперимент, связанный с выставочной стратегией междисциплинарных проектов. Таких, как «EXHIBIT B» (2014, куратор Бретт Бейли) или выставка «Повседневность. Простые действия» театрального режиссера Дмитрия Волкострелова (2016). Наш проект – констатация процессов, которые происходят в «окружающей среде», вытекание театра со всеми его технологиями за рамки собственно театра. У нас даже была идея второй части выставки: современные художники в театре, на базе учебного театра ГИТИСа.

 

Ю.Ю. В итоге, как я поняла, вы пришли к лабораторному формату, перформативным практикам, выставка живет и развивается на глазах у зрителя.

А.Т. Идея лабораторного формата возникла из названия «ДНК театра». ДНК – основа клетки. А ГИТИС – и есть сама клетка театра, один из немногих институтов, где обучают всем базовым творческим профессиям. В нем, конечно, ведется большая исследовательская работа по сохранению и передаче классических театральных технологий, исторических знаний о театре, но основное базовое образование – это практика. Через постоянную практику здесь рождаются новые театральные формы, новые подходы. Театр, по сути, остается загадкой для зрителя. Можно посмотреть спектакль на сцене, и не раз, но как он сделан, из чего – зритель никогда не увидит. Это и покажет выставка.

Пространство выставки поделено на 8 блоков – по одному на каждый факультет. Днем в выставочных залах фактически будут идти занятия: не имитация/инсценировка, а настоящий процесс. Часть студентов и преподавателей на время переедут в музей. Вечерами зрители смогут посмотреть на результаты работы студентов и их мастеров. Все 12 дней проекта будут разными по содержанию. На выставку можно будет ходить каждый день и каждый раз видеть, как меняются настроения, как преобразуется рабочий материал – текст пьесы «Трактирщица» Карло Гольдони, с которым будут работать все группы. По факту, это большой эксперимент для всех факультетов ГИТИСа, которые получат пространство для репрезентации своих подходов, методических открытий. И все это будет происходить непосредственно на глазах у посетителей.

 

Ю.Ю. Почему выбрали именно «Трактирщицу»?

А.Т. Эта пьеса впервые упоминается в мемуарах Книппер, с ней связано предвосхищение возникновения Художественного театра. Все это родилось в XIX веке как раз в стенах ГИТИСа, тогда еще Московского филармонического училища, где преподавал Немирович-Данченко, где учились Книппер, Москвин и Мейерхольд, и куда приходил Станиславский посмотреть на репетиции «Трактирщицы»… Т.е. репетиции сподвигли к созданию Московского художественного театра, повлиявшего на весь мировой театр ХХ века. Здесь была создана конструкция театра, которую мы сейчас знаем: режиссер, художник-постановщик, актеры, их симбиоз. Мы выбрали эту классическую, но до сих пор в чем-то спорную пьесу как некий безусловный текст для всех участников проекта. Их много, и все они уже сложившиеся авторы и преподаватели (Ми́ндаугас Карба́ускис, Дмитрий Белов, Георгий Исаакян, Андрей Кончаловский, Борис Константинов) со своим видением, наработками. Нам нужен был текст, который сможет вобрать в себя технологии всех факультетов. Классический текст для такой задачи намного выигрышней, современные произведения слишком специфичны.

 

Ю.Ю. Как с ней будут работать студенты? Что меняется в привычном процессе работы, когда перемещаешь ее в музей?

А.Т. Занятия будут проходить как обычно, в музее добавится только постоянное присутствие зрителя. Но вот что именно станет результатом работы, пока никто не знает, и это самое интересное. У всех факультетов своя специфика, и никто не может предсказать, что покажут актеры, сценографы, художники в каждый из двенадцати дней. Одно точно ясно – в таком режиме можно будет понять, как строится их работа, понять специфику факультетов, узнать разные технологии мастеров, вникнуть в процессы производства, поучаствовать самому.

 

Ю.Ю. Что стало для вас ключом к идее оформления выставки?

А.Т. Для меня важно, чтобы не было нарочитого оформления. Важен смысл – идея, вокруг нее складывается среда, которая служит пониманию, прочтению этого смысла. В этой парадигме мне показалось логичным и осмысленным, что проект выглядит как большая лаборатория. Если вы зайдете в ГИТИС, увидите очень сдержанный интерьер. Стены, пол, столы. Главное, что там есть – это процесс, который показать не так просто. Поэтому, следуя названию проекта «ДНК театра», мы создаем лабораторную, «стерильную» среду. Каждый зал минималистичен, все выкрашено в один цвет (для каждого факультета свой). Внутри находятся, собственно, «лаборанты» – студенты и педагоги. Все они переодеты в спецодежду аналогичного их пространству цвета с надписями, указывающими на их роли и род занятости. Хотелось бы и посетителям выставки выдавать подобную спецодежду с обозначением того, что они зрители. Но это сложно реализовать технически, так что, вероятно, она останется в качестве сувениров.

 

Ю.Ю. Сложно было перенести рабочую специфику каждой отдельной профессии в новые, пустые залы? Как решалась эта задача?

А.Т. У каждого факультета будет свое специальное лабораторное пространство и оборудование, необходимое для работы. У сценографов – подмакетник (макет сцены в масштабе), у актеров – небольшая сцена, на которую можно посмотреть со всех сторон. У режиссеров тоже будет сцена, подиум или стол, потому что начало репетиций, подробный разбор текста – основа любой идеи будущего спектакля. У балетмейстерского факультета будут станки, линолеум, зеркала – так как им это нужно и для обучения, и для работы. У продюсеров во всех залах будут стоять камеры, которые будут сводиться на пульт управления. Продюсеры на выставке будут помогать организовывать саму выставку в рамках живого процесса. Они будут смотреть, как все это собирается или не собирается, анализировать, вносить коррективы. На входе на выставку будет пространство с бесконечными таблицами-расписаниями – что, когда и кто делает, чтобы посетители могли ориентироваться в процессе. Также в каждом зале будет небольшой рассказ о факультете и его истории.

 

Ю.Ю. Получается, вы готовите почти полноценное театральное представление длиной в 12 дней?

А.Т. Я как куратор пробовал формат, когда выставка-перформанс развивается во времени. В «Лесной пьесе» художник Константин Терентьев создавал текст в течение месяца непосредственно в выставочном пространстве, меняя среду и показывая публике перформансы два раза в неделю, которые также готовились открыто для зрителя. Тот проект был создан на базе направления ХМАТ (художественный междисциплинарный антитеатр), разработанного Катей Бочавар. Но важный момент отличает нашу задумку от привычного спектакля: у нее отсутствуют начало и конец. Это срез театральной технологии, живой и разнообразной, которая развивается здесь и сейчас. Скорее, прямое включение в процесс художественной деятельности, чем законченное произведение, поэтому мы и назвали проект «лаборатория».

ДИ №1-2017

Также в номере

 

 

 

27 марта 2018
Поделиться: