×
Игры с самим собой

Многие, особенно художники, заводят себе альтер-эго, и зачастую их оказывается больше двух. Размножение личностей хорошо изучено психиатрией и отображено в литературе и кино, с точки же зрения искусства дополнительная личность может быть совсем не тем, чем кажется. Светлана Гусарова попросила Виктора Мазина, философа, основателя Музея сновидений Зигмунда Фрейда, рассказать, как производится дополнительный субъект, чем двойник отличается от клона, как действует лакановский протез и о других сложностях отношений со своим внутренним миром.

Светлана Гусарова. Бодрийяр в «Истории клонов» писал: «Из всех протезов, которыми обозначена история тела, двойник, без сомнения, самый древний. Но двойник, в строгом смысле, как раз и не протез: это воображаемая фигура, которая, будучи душой, тенью, отражением в зеркале, преследует, словно нечто себе подобное, подвластный ей субъект, так что он, оставаясь самим собой, навсегда теряет свою суть». Зачем сознание создает двойников?

Виктор Мазин. Тема двойников – обширная и расходится в разные стороны. Здесь и генетика, и психоанализ, и кино, и изобразительное искусство. Итак, зачем двойники? Стоя перед лицом нарцисса, можно двинуться в трех направлениях: в сторону психоанализа, в сторону мифологии и в сторону искусства. Психоанализ сам по себе близок искусству, впрочем, верно и обратное. Двойник предполагает производство самого себя. Без двойника нет себя. Это фундаментальное положение, которое учреждает у Фрейда нарциссический регистр человеческой психики. В отличие от бытового представления нарциссизм Фрейда не является чем-то нехорошим, патологическим, аномальным, а необходимой и неизбежной фазой становления субъекта. Именно нарциссизм создает представление о самом себе.

Если Фрейд говорил о необходимом характере нарциссизма, то Лакан, разрабатывая в течение нескольких десятилетий теорию двойников, говорил о воображаемом – одном из трех, помимо символического и реального – регистров психики человека. То есть по Лакану ответ на вопрос, зачем психика плодит двойников – затем, чтобы существовать. Двойник наделяет существованием. И в то же время воображаемое с его двойниками – источник всех фундаментальных иллюзий. И если от чего-то и избавляться в существовании, то в первую очередь от иллюзий автономии и целостности собственного я.

 

С.Г. Как трансформировался двойник в западной культуре?

В.М. Мне кажется, что между египетской и древнегреческими культурами произошел перелом, поменявший функцию двойника, поскольку в Древнем Египте двойник был призван охранять жизнь, но с какого-то момента стал фигурой, угрожающей жизни. Можно предположить, что оба момента – сохранение жизни и ее уничтожение – до сих пор присутствуют в культуре. Древнеегипетский мотив и более поздний сосуществуют, и с точки зрения лакановской теории это логично. Потому что другой как мой двойник – это тот, кто наделяет меня существованием, потому что я обнаруживаю себя, глядя на другого. Если ввести в фундаментальную библейскую формулу эту фигуру, то я возникает по образу и подобию другого. Этот другой оказывается двойником-носителем моей жизни, поскольку он наделяет меня бытием, но одновременно и двойником-истребителем, несущим угрозу моего небытия.

 

С.Г. Смертоносный характер двойника – тема не редкая для литературы и кино.

В.М. Да, в авторском фильме «Пражский студент», снятом Стелланом Рийе в 1913 году, мы как раз и сталкиваемся с жутким двойником-истребителем. Фильм снят по рассказу Ганса Гейнца Эверса, и тот же мотив в рассказе «Двойник» Достоевского.

Смертоносный характер двойника четко проявляется в конце XIX –начале XX века. Зловещий двойник принадлежит романтической традиции, но появляется он раньше, тогда же, когда возникает и субъект. Возникает в том смысле, каким наделял это возникновение Мишель Фуко. Несколько упрощенно –в эпоху Просвещения, во времена первой промышленной революции, человек начинает осмыслять самого себя в качестве существующего и задаваться вопросом о том, что такое существование. Момент появления субъекта, индустрии и двойника –связанные между собой события. Индустриализация как будто предполагает производство субъекта, да и аффект жуткого возникает между субъектом и его двойником. В дальнейшем индустрия будет заниматься серийным, массовым воспроизводством двойников.

 

С.Г. Говоря о массовом производстве, наверное, уместнее пользоваться понятием «клона»? Двойник обладает такой же индивидуальностью, как и субъект.

В.М. Да, двойник наделен моими же свойствами, но, как правило, негативной их частью. В «Пражском студенте» двойник, конечно, не имеет права называться клоном, но тем не менее это копия, преследующий двойник, доппельгангер, и играет обе роли, конечно, один актер, Пауль Вегенер. Речь идет не о генетическом, а о воображаемом удвоении. Двойник скорее отсылает не к клонам и репликантам, а к платоновским подобиям, которые известны у нас под именем бодрийаровских симулякров. Кстати, различать следует не только клонов и двойников, но воображаемых двойников и символическое расщепление. С одной стороны, есть копия, удвоение как копия, с другой – не точное копирование, а разделение черт субъекта на паранойяльную пару хороших и плохих черт.

Джекилл и Хайд – пример расщепления надвое, но не на двойников. Это история о бессознательном, вытесненном, о темной стороне души, которая не согласуется со светлой стороной. «Hide» в переводе с английского – скрывать, прятать. Это не мой двойник, а темная сторона меня самого. Темная сторона – бессознательное, в лакановском ключе – символическое. Можно, конечно, и Хайда назвать двойником Джекилла, но это не совсем правомерно.

 

С.Г. Возвращаясь к цитате Бодрийара, кто, от кого и насколько зависим в «подвластном субъекте»?

В.М. Если двойник не влияет на субъекта, то он и не двойник. Его просто нет. Любые нарциссические истории заканчиваются трагедией. Если вернуться на секунду к Нарциссу, то он, зачарованный взглядом, в конце концов превращается в растение. Попытки богов оторвать его от захваченности образом ни к чему не приводят. Он погибает. Кто-то сегодня скажет, что он – жертва селфи. Да и пражский студент – жертва машины влияния под названием «Двойник». Это ведь настоящая машина, действующая безостановочно, автоматически. Как только пражский студент решается ее остановить, как только он стреляет в своего двойника, сам падает замертво. Отношения субъекта и его двойника носят паранойяльный характер. Паранойя связана с обнаружением себя в качестве уникального, единственного, неповторимого. И парадоксальным образом, с обнаружением своего удвоения, повторения, расстраивающего уникальность, не позволяющего стать неповторимым, механически невоспроизводимым. Ребенок, сталкиваясь с образом самого себя, чувствует некий аффект, который Лакан называет немецким словом Aha-Erlebnis, где Aha переводить не надо, а Erlebnis – переживание. Человек, впервые сталкиваясь с самим собой, переживает это как созидание целого мира. И в центре этого мира – мое я. Отсюда восклицание «ага!» или, как сегодня бы сказали, «во, круто!»

 

С.Г. Скорее, «вау! Да это я!»

В.М. То, что другой оказывается носителем моего существования, моей жизни – совсем не «вау», потому что он одновременно носитель моей смерти. Вспоминается работа братьев Чепменов – «Black Nazissus» (1997). Смертоносность жуткого в этой скульптуре налицо, и сгущение нарцисса и нациста в названии не удивительно, связующим элементом является паранойя. На фоне сгущения названия работы мы видим не только свастику на рукаве юноши, но происходит трансформация его образа из белого в черный. Негатив и позитив, черное и белое не существуют друг без друга, так субъекта не представить без другого. Другой, на котором собирается мое я, – вне меня, он занимает мое место и превращается в преследователя. Так мы пришли ко второму симптому паранойи – бреду преследования. Куда бы ты ни уходил, с тобой приходит тот, кто преследует, занимает место.

 

С.Г. То есть вытеснение меня двойником?

В.М. Да, как у Достоевского: Голядкин приходит на работу и обнаруживает, что его двойник уже делает карьеру, приходит на бал, а там двойник кружит с барышнями. Наслаждение похищено. В своей практике, кстати, я сталкиваюсь с тем, что люди редко говорят «меня преследуют», гораздо чаще звучит «мне нет места», «мое место занято», «на его месте должен быть я» и т.п.

Мы нередко имеем дело с различными смещениями, и не только в языке. Например, в скульптуре Ракиба Шоу «Нарцисс» от классической репрезентации остается только пруд, в который уже никто не смотрится. Юноша повернут к пруду спиной, его обнимает лебедь, пронзающий грудь Нарцисса кровавым жалом; и вот лицо Нарцисса уже превращается в окровавленную пасть летучей мыши. Нарциссу не хватает другого, лебедю не достает Леды.

 

С.Г. Есть еще двойники, которых художник создает сознательно.

В.М. Когда мы говорим о двойниках, столкновение с ними носит жуткий, бессознательный, внезапный характер. Если художник сознательно создает двойника, то речь идет о каком-то совершенно другом «двойнике». Я даже не уверен, что это правомерно называть словом двойник. Здесь стоит сказать, что любой человек гетерогенен. В нас живет множество разных потенциалов становления. Владик Мамышев-Монро, например, разворачивал линии становления, превращаясь в тех или иных персонажей. В психоаналитическом смысле это не двойники, но в каждом из персонажей в той или иной мере незримо присутствует образ художника. Персонаж – нарциссический идеал, воплощенный в другом. При желании можно, конечно, назвать любой персонаж Мамышева-Монро идеал-двойником.

 

С.Г. Тут возникает вопрос достоверности. Автору важно, чтобы в двойника поверили?

В.М. Мы живем в цифровую гипериндустриальную эпоху, когда понятие «достоверности» оказывается под вопросом. С другой стороны, в психоаналитической работе чуть ли не все, что говорит человек, достоверно. Если человек входит в кабинет со словами – «меня зовут Дональд Трамп», я ему сразу верю. Это – одна из его идентичностей. Одна из особенностей сегодняшней эпохи заключается в том, что человеку трудно «собраться». Это проблема связана с неустановленным, расстроенным нарциссизмом, который не скрепляется никаким другим. Вот мы и живем в мире, наполненном двойниками. Два имени, приходящих мне в голову из мира современного искусства, это Маурицио Каттелан, предстающий во множестве собственных образов, и Барбара Блюм, у которой во многих работах прослеживается нарциссизм. Идея двойничества присутствует без какого бы то ни было обращения к собственному образу.

 

С.Г. Создание двойника – это желание что-то скрыть или, наоборот, проявить?

В.М. И то, и другое. Тимур Новиков любил повторять древнекитайскую мудрость: если хочешь стать незаметным, встань под фонарем на самом ярком месте. Человек одновременно пытается избавиться от двойника и манифестирует его, тем самым скрываясь. Таковы игры с самим собой. Впрочем, когда мы говорим об искусстве, картина иная. Возвращаясь к Владику Монро, возникает принципиальный вопрос: почему это именно художественный жест, а не театральный или эстрадный? Его история с масками разворачивается на территории искусства.

 

С.Г. Возможно, накопившаяся боль вынуждает автора создать двойника в качестве протеза?

В.М. Протез – понятие более широкое, чем двойник, оно уместно в нашем разговоре. Маленький другой в классической истории о Нарциссе, по Лакану, – это ортопедический образ. Он задает лекала, по которым собирается собственное я. Образ, в месте которого я собираюсь, есть не что иное, как протез. Другой выступает протезом моего нарциссизма. В то же время слово «протез» отсылает к восполнению нехватки. Соответственно, вся история человечества, с точки зрения Фрейда, – история протезирования, или попросту говоря, история техники, восполняющая нехватку органического. И с той точки зрения художник не может не создавать двойников. Точнее, никто не может воспроизвести не двойника. Банальная формула, которая согласуется с теорией двойников, гласит, что любой художник, создавая портрет другого, неотвратимо привносит в него свои черты.

Это важная мысль по поводу неразличимости себя и другого. Я изображаю другого, но при этом всегда уже и себя. В конце концов, утюг с гвоздями Ман Рэя или писсуар Дюшана – тоже двойники.

 

ДИ №6-2017

 

1 декабря 2017
Поделиться: