×
Клэр Фонтен

Клэр Фонтэн

Тринадцать лет назад родилась французская художница-феминистка Клэр Фонтэн. За это время она успела сделать успешную карьеру. Работа «P.I.G.S.» (2011), названная по первым буквам стран, тянувших Евросоюз в финансовый кризис – Португалия, Италия, Греция и Испания – наделала много шума. Карта этих государств, выполненная спичками, торжественно сжигалась, а на стене оставалось пятно копоти. Тем же образом успели сгореть Великобритания, Франция, США и фраза «оккупированная Палестина», написанная на иврите. Хрестоматийной стала еще одна работа, созданная художницей в 2006 году, – кирпич, спрятанный в обложку «Общества спектакля» Ги Дебора. Создатели Клэр Фонтэн и по совместительству ее ассистенты Фульвия Карневале и Джеймс Торнхилл связали редактора ДИ со своим коллективным альтер эго.

 

Сергей Гуськов. Как, когда и зачем появилась Клэр Фонтэн?

Клэр Фонтэн. В 2004 году. Мое появление выросло из желания Фульвии и Джеймса создать общее пространство, платформу для десубъективизации, где они могли бы развивать практики свободы.

 

С.Г. Что означает «Клэр Фонтэн»?

К.Ф. Насколько я знаю, мне выбирали имя, учитывая сумму факторов. Оно должно было быть «местным» (Клэр Фонтэн создана в Париже) и женским, потому что это два негативных фактора для карьеры художника. Также мое имя осмысленное. «Клэр Фонтэн» означает «чистый источник», что у Фульвии и Джеймса ассоциируется с писсуаром Марселя Дюшана, который называется «Фонтан». Помимо этого, есть известная марка тетрадей Clairefontaine, что отсылает к ручке, бумаге и бесконечному количеству чистых листов.

 

С.Г. Жизнь Клэр Фонтэн в руках ваших создателей, они сообщали, каков ее срок?

К.Ф. Никто не знает, когда наступит смерть.

 

С.Г. Почему вы так любите играть с огнем?

К.Ф. Это будоражит! Но я не выхожу за рамки разумного.

 

С.Г. Расскажите о своей концепции социального противостояния.

К.Ф. «Социальное противостояние» – это общее состояние протеста против любых условий угнетения. Это более радикальный и менее локальный протест, чем всеобщая или стихийная забастовка. Он направлен против экономических, эмоциональных, сексуальных отношений, ограничивающих свободу людей. Это ответ на вопрос: «как мы можем стать другими – отличными от себя настоящих?» Хотя социальное противостояние не является общественным движением, волнения и протесты могут стать плодотворной почвой для его мобилизации и распространения. При этом оно может развиваться внутри уже существующего протеста, таким образом вступая в противоречие с питающими его процессами. Объяснять, что такое социальное противостояние, из чего оно состоит и как функционирует – все равно что преподавать техническую часть полового воспитания тому, кого мы собираемся соблазнить. Это как если бы мы описывали самим себе бесконечные возможности захватывающего безумия, спокойно расположившись на берегу*.

 

С.Г. Фульвия Карневале и Джеймс Торнхилл значатся вашими ассистентами. Каковы их функции?

К.Ф. Как и обычные ассистенты, они делают всю работу от начала до конца, но, выполняя публичные функции в отсутствие художника как такового, присваивают себе немного больше славы, чем обычно выпадает на долю подмастерьев.

 

С.Г. Ваши анархистские и постситуационистские взгляды не противоречат арт-индустрии? И как современные художники левых взглядов могут работать в капиталистическом обществе?

К.Ф. Я не считаю себя ни анархисткой, ни ситуационисткой. Искусство – это, как вы и сказали, индустрия, и по определению ориентировано на извлечение прибыли, как и все наше общество. Художники всегда работали в условиях капитализма. Эта система не предполагает противоречий – здесь все конвертируемо. В мире, где нет необходимости в осмысленности, все кажется совместимым. Нравится это художникам или нет – другой вопрос, некоторые не возражают против капитализма, его философии, отношения к людям, планете и труду в целом. Большинство художников придерживаются прогрессивных взглядов, а я считаю себя скорее сторонницей прогресса, нежели реакционером. Хотя это всего лишь скромная надежда.

 

* Отрывок из книги Клэр Фонтэн «The Human Strike Has Already Begun & Other Essays» (2013).

Клэр Фонтэн. (и не возвращайся). 2017. Фото: Florian Kleinefenn. Предоставлено Claire Fontaine

 

 

17 декабря 2017
Поделиться: