×
Облачная «Инновация»
Арина Романцевич

До 12 мая в Российской государственной библиотеке можно увидеть выставку номинантов премии «Инновация-2018». Определение победителей и раздача призов произойдет 27 апреля в Театре Наций. 

Выставка номинантов Государственной премии в области современного искусства «Инновация-2018» проходит одновременно в двух пространствах: физическом и виртуальном. Впервые. Также впервые располагается в читальных залах и хранилищах Российской государственной библиотеки им. В.И. Ленина. Оптимизировать выставку под пространство библиотеки пригласили Александра Буренкова – молодого куратора и призера «Инновации–2017» за выставочный проект в действующем фитнесс-клубе (номинация «Куратор года»). Его победа в прошлом году вызвала множество споров, как и нынешняя выставка. Эмоции в основном исходят от старожилов Ленинки, остро воспринимающих вторжение современного искусства в привычный антураж. По словам куратора, ему даже желали отправиться в ссылку в Сибирь.

До 12 мая в ежедневно открытых залах библиотеки показывают работы из номинаций «Художник года» и «Новая генерация». С остальными номинациями, если повезет, можно ознакомиться на специально созданной платформе 2018.artinnovation.ru. Виртуальная площадка по нескольку раз в день подвергается нападению Роскомнадзора.

Пройдемся по экспозиции. Проект номинанта Сергея Кищенко «Журнал наблюдений 2014-2017» только что получил премию Курехина. Исследование и реконструкция событий семидесятилетней давности, основанные на научной работе Н.И. Вавилова – история спасения во время блокады коллекции семян, собранной великим ученым и Всесоюзным институтом растениеводства. В рамках этого многолетнего междисциплинарного проекта, который еще не завершен, Сергей сотрудничает с австрийскими специалистами и Институтом им. Н.И. Вавилова, что позволяет ему работать в генетическом банке, архивах и лабораториях при активном содействии научных сотрудников.

В «дубовом» зале библиотеки ряды стеклянных баночек с зернами, собранными и классифицированными Кищенко, реконструируют коллекцию семян и злаков репрессированного Вавилова. Художник доказывает, что часть собрания ученого была вывезена нацистами во время войны и стала частью коллекции растений в институтах генетики Австрии. На стеллажах лежат книги репрессированных коллег ученого, а на центральной стене зала портреты советских вождей закрыты фотографиями Вавилова перед расстрелом из архивов КГБ.

Выставка Владимира Логутова «Следующий уровень», прошедшая на «Винзаводе» в рамках цикла «Прощание с вечной молодостью», не могла бы состояться без тщательной работы куратора Екатерины Иноземцевой и архитекторов экспозиции. Благодаря многогранности пространства с переходами, окошками, белым светом картины на выставке проживали цельную органическую жизнь: постепенно у них появлялись рамы, на полотнах больше деталей, работы словно эволюционировали, а потом распадались, превращаясь в видео-арт. В РГБ представлен «следующий уровень следующего уровня». Художник утверждает, что фотодокументации врут: на архивных фотографиях с выставки объекты подменены, новые подставлены с помощью фотошопа, исчезли некоторые стены, а картины словно вышли из экспозиции и расположились на подоконниках читального зала.

На открытии выставки с аудиовизуальным перформансом выступил художественный коллектив Strange Attractors (Альбина Мохрякова, Софа Скидан, Катерина Ширяева), работающий на границе экспериментальной музыки и современного искусства. Cайт-специфичный медиа-перформанс одновременно в физическом и онлайн-пространствах интерпретировал работы номинантов премии «Инновации» с помощью хореографии, цифровых коллажей и виджеинга. Получилось эффектно.

На лестничных пролетах висят работы Валерия Айзенберга, в проходном зале на маленьких экранах показывают фильмы Евгения Гранильщикова, инсталляция Хаима Сокола «Бумажная память» спрятана в зале на первом этаже, Игорь Самолет встречает «Пьяными признаниями» у колоннады. Не пустили «Инновацию» только в самый большой в Европе читальный зал, недавно открывшийся после многолетней реставрации. Система библиотечного порядка – тишина и неподвижность – как нельзя лучше соответствует искусству, выбранному жюри. Оно тоже шепчет, а не кричит о радикальных переменах. Аналитически кропотливо разбирает ситуацию на кубики и складывает в новый пазл. Архивирует, создает карточную систему, сортирует по полочкам, чтобы сохранить, потому что знает, что «облачный» формат не так уж и надежен.

Проект поднимает вопрос искусства в эпоху интернета: экономику плохой картинки, выставочное производство, цифровые возможности репродуцирования. Выставка в основном представляет архивные копии проектов, репродукции, перепечатки, включает их в новый контекст. Но воссоздать, к примеру, выставку-инсталляцию Владимира Логутова в РГБ невозможно, как и проект Такаши Мураками, да и нет такой цели. Куратор привлекает внимание к пониманию феномена оригинала в современном художественном контексте – так ли он важен сейчас? Каким образом идет процесс уязвления исключительности фигуры автора, когда каждый может быть критиком? (Вспомним выставку «Рыцарь отчаяния. Воин Красоты.» и хештег #кошкизафабра). Происходит попытка создания доступной информации (сайт) и демократизации самой выставки – 100 рублей и копия паспорта меняются на читательский билет, и можно приходить смотреть ее хоть каждый день.

При этом, несмотря на развитый интернет, Google Art Project, онлайн галереи, электронные каталоги и даже прямые эфиры с открытия выставок в Instagram, физически существующие произведения искусства, архивы, печатные книги и газеты обладают очень важным для современной России признаком – не тормозят, не слетают и их нельзя заблокировать. 

 

20 апреля 2018
Поделиться: