×
Александра Паперно. «Любовь к себе среди руин»
Сергей Гуськов

Редкий случай – большая персональная выставка Александры Паперно. Бегите смотреть, иначе ничего не поймете в отдельных работах художницы.

 

Музей архитектуры, Флигель «Руина»,
до 13 декабря

 

Выставка о руинах в обновленной, но все же руине, в стране, где практически каждый месяц сознательно разрушают какое-нибудь здание, имеющее историческую ценность. Живопись со строгими модернистскими интерьерами в Музее архитектуры. Натюрморты с центральным смысловым элементом в виде книги в двух шагах от главной российской библиотеки. Картины со звездами в мегаполисе, где мерцание светил на ночном небе почти всегда перебивается городским освещением. Так, скороговоркой, можно описать новую выставку Александры Паперно. А теперь все по порядку.

Художница давно и последовательно развивает несколько тем – звезды, архитектура, память. Каждая из этих линий складывается из серий работ, которые чаще появляются на групповых выставках в разных концах страны или на разнообразных биеннале (например, на последней Уральской). При этом персоналки Паперно случаются не так уж часто. Поэтому для тех, кто не попадает на все или большую часть выставочных проектов, в которых участвует художница, ее образ складывается соответствующим образом – эклектика, загадки, ничего не понятно. В этом смысле нынешняя выставка помогает расставить все по своим местам. Благо излюбленные Паперно сюжеты сведены в одну историю.

Предполагается, что самое важное на выставке «Любовь к себе среди руин» – архитектурная часть. Это довольно предсказуемо, если исходить из вводных. Сам проект показывается в Музее архитектуры. Значительная часть работ в той или иной мере связана с выбранной темой – картины со строгими интерьерами пустых комнат, макет падающей Вандомской колонны и, наконец, видео, где принадлежащая другому художнику Алексею Корси, «божественная» рука расставляет крошечные мольберты внутри макета комнаты, совсем как на одной из картин. В творческом пространстве, прежде чем приступить к работе, требуется определенная «расчистка территории». Этот первоначальный этап художественной деятельности как образ играет большую роль в проектах Паперно.

Впрочем, встречает зрителей несколько иная история. Только они заходят в трехэтажную «Руина», как видят фотобудку, где могут сделать «теневые» снимки, а также обширную серию картин о звездах. Вернее об «отмененных созвездиях» – тех, которые были когда-то кем-то определены и названы, но в 1922 году решением конгресса астрономов ликвидированы, хотя память о них живет. То же своего рода руины. Тут же три круглых холста – «Серые солнца».

Вандомская колонна, ставшая своеобразной осью выставки, благодаря особенностям «Руины», отсутствию потолка-пола-перегородки между вторым и третьим этажом, вылезает в последний зал, где на узком балкончике вдоль стены можно увидеть последнюю серию выставки. Это шесть черно-белых фотографий-натюрмортов. Паперно указывает в сторону классического художественного образования. Конструкции из тряпок, рам, геометрических фигур, кистей, связки сушек и, главное, книг, от тома Платона до пособий по рисунку, смотрятся самыми яркими на выставке. Ведь как не пытается художница скрыть эмоции, они вылезают в сочетании элементов, в абсурдности самих натюрмортов. Это тоже руины, но такие, постоянно оживающие, в определенном смысле undead.

По этой выставке Александры Паперно видно, как одна тема конвертируется в другую, один лейтмотив переходит в другой. Здесь соседствует то, что мы обычно видим по кускам и с трудом сопоставляем как части единого целого.

 

4 декабря 2018
Поделиться: