×
Арт-рынок на пороге блокчейна

МоЖно выделить четыре инициированных блокчейном процесса, которые подорвут арт-рынок: 

1. Стимулирование продаж цифрового искусства благодаря цифровому дефициту.
2. Демократизация инвестиций в коллек- ционное искусство.
3. Совершенствование ведения провенанса и борьбы с подделками.
4. Создание более справедливой системы вознаграждения художников.

Каким образом одна технология способна кардинально изменить эти, казалось бы, несвязанные процессы? Блокчейн и цифровой дефицит формируют рынки цифрового искусства и коллекционных криптообъектов.

Важной проблемой, связанной с производством и продажей цифрового искусства, является то, с какой легкостью оно может быть фальсифицировано. Ценность товара обусловлена его редкостью на рынке. Как только он начинает тиражироваться и распространяться бесплатно, цена падает и экономические перспективы рассеиваются. Блокчейн решает эту проблему с помощью «искусственного дефицита» – создания ограниченного тиража, каждый экземпляр в котором «привязан» к уникальному блоку, подтверждающему право собственности. 

Блокчейн – относительно новая технологическая платформа, совместимая с множеством устройств и доступная каждому. Журнал Harvard Business Review описывает ее как «открытый распределенный реестр, позволяющий оперативно создавать перманентные проверяемые записи о транзакциях между двумя сторонами».

Блокчейн получил популярность как технология в основе криптовалюты Биткоин. Наряду с финансами распределенный реестр задействован на рынках искусства и объектов интеллектуальной собственности. В блокчейне доверие построено на надежной технологии, принципах коллективного согласования и взаимоконтроля, не зависит от посредников в лице могуще- ственных централизованных институтов.

Если идеи блокчейна и искусственного дефицита кажутся вам непонятными, вы не одиноки. Я сам не мог до конца разобраться, пока не начал покупать цифровое искусство на сайте DADA.nyc. Сайт представляет собой децентрализованную торговую площадку, где продаются работы лимитированного тиража с IP-защитой и подтверждением права собственности. Процитирую сайт DADA.nyc:

«По мере пополнения, коллекция искусства DADA записывается в блокчейн и сохраняется в неизменном виде. Пользователь может удостовериться в том, что произведения DADA доступны в фиксированном тираже, приобретаемая им работа была создана конкретным художником и при покупке переходит ему в собственность».

Для того чтобы купить работу на сайте DADA.nyc, я установил криптовалютный кошелек MetaMask в виде плагина для браузера Chrome. Затем открыл счет на сайте Coinbase, самой популярной в мире платформе для покупки и продажи криптовалют Биткоин, Эфириум и Лайткоин, и привязал его к своему банковскому счету. После этого я купил работу художника moxarra из коллекции «Creeps & Weirdos» за 0.0168730806870718 единиц Эфириума (11.83 доллара). отныне на правах владельца я могу продавать ее, как обычное «материальное» произведение искусства. Однако я успел полюбить работу, так что оставлю ее у себя. Также я договорился с автором о том, чтобы произведение называлось Arty the Artnome и теперь оно «официальный» талисман моего блога Artnome. В итоге кроме объекта искусства, я приобрел неповторимый опыт и все это по цене ниже, чем стоимость билета в кино!

Итак, в чем же роль распределенного реестра в этой транзакции?

Подтверждение авторства/атрибуция. Художник подтвердил, что эта работа на самом деле была создана им. Запись об этом хранится в реестре блокчейна Эфириума, распределенном между миллионами компьютеров. Впоследствии она не позволит Moxarra опровергнуть авторство, обеспечивая бессрочную защиту моих инвестиций как коллекционера.

Электронный тираж. Автор решил выпустить работу в тираже, равном 200 экземплярам, каждый из которых отслеживается в реестре. В будущем художник не сможет увеличить тираж, так как он зафиксирован в общей блокчейн-сети. 

Права собственности. Я приобрел 44-й экземпляр в тираже. Эта информация записана в децентрализованной базе данных и поэтому неоспорима. 

Провенанс. Независимо от количества сделок, первоначальная покупка, равно как и последующие, занесена в распределенный реестр, гарантируя достоверный провенанс.

Вознаграждение. С первой продажи DADA взымает стандартную комиссию, равную 30% от вознаграждения художника. однако с последующих сделок, в отли- чие от обычной практики, отчисления художнику составят 30%, владельцу – 60%, DADA – 10%. 

Предварительные шаги для покупки цифрового искусства и коллекционных криптообъектов до сих пор сопряжены с некоторыми трудностями. Тем не менее стоит освоить этот алгоритм, так как его все чаще используют для продажи, покупки и коллекционирования электронной собственности, и опаздывать на этот праздник жизни не стоит. 

Все еще не разобрались? Может, тогда купите криптокотенка? 

На первый взгляд, игра CryptoKitties – это электронная версия мишек Beanie Babies, однако в своем поведении на рынке она подобна троянскому коню, несущему в массы знание о блокчейне и криптовалюте. CryptoKitties по низкой цене привлекает аудиторию (объем продаж платформы уже превысил 12 млн долл.), прокладывая дорогу более дорогим криптообъектам и произведениям цифрового искусства. Рост популярности криптоигрушек, таких как Cryptokitties, CryptoPunks и Rare Pepe, насыщает рынок подкованными потребителями криптотоваров. 

Блокчейн открывает широкий доступ к инвестициям в коллекционное искусство.

Для коллекционеров-ретроградов верхнего сегмента арт-рынка, вероятно, блокчейн – это не более, чем цифровые рисунки по 11 долл., мультяшные котята и панки. но так ли это на самом деле?

В 2018 году компания Maecenas планирует запустить первую открытую торговую площадку на базе технологии блокчейн, которая откроет рынок инвестиционно привлекательного искусства для широкой аудитории. Те, кто всегда мечтал обладать картинами Пикассо, Уорхола, Моне и других именитых мастеров, смогут приобретать их доли, а галереи, музеи и коллекционеры – через аукционы привле- кать средства для будущих приобретений (при этом сохраняя коллекцию). казалось бы, так функционирует типичный инве- стиционный арт-фонд, но нужно учесть, что, заменяя посредника блокчейном, Maecenas урезает транзакционные издержки. Теоретически благодаря низкой пропорциональной комиссии и такому свойству криптовалюты как отсутствие фиксированного номинала инвестируемая сумма может быть сколь угодно мала. на сайте Maecenas приведены пользовательские сценарии для разных акторов рынка. они наглядно показывают экономию от блокчейна по сравнению с традиционными финансовыми инструментами:

«Галерея хочет пополнить свою коллекцию произведений Уорхола работой стоимостью 3 млн долл. Вместо того чтобы взять кредит на три года по ставке 13,5% годовых под залог коллекции, она может мобилизовать средства инвесторов, разместив на Maecenas одну из своих работ за единовременную плату, равную 6%. Экономия на комиссии составит более 400 тыс. долл.».

Выгодно для галереи, но что это дает инвесторам? они также выигрывают от техно- логии блокчейн. Снижение сборов и транзакционных издержек и бесконечная делимость криптовалюты позволяют Maecenas конвертировать произведения стоимостью в десятки миллионов долларов в более мелкие цифровые финансовые единицы, циркулирующие на рынке в реальном времени. По сути, это биржа искусства, но с гораздо более низкими издержками по обеспечению сделок, чем на обычном фондовом рынке.

Я большой поклонник этой модели, так как она использует преимущества блокчейна для демократизации рынка инвестиций в коллекционное искусство. Отныне на рождество и дни рождения мою семью и друзей ждут небольшие доли в «голубых фишках» арт-рынка. 

С помощью блокчейн-решений борьба с подделками для подтверждения авторства, проверки подлинности и ведения провенанса могут быть эффективнее.

Вероятно, технология блокчейн наиболее востребована в области противодействия фальсификации. Фиксирование с помощью распределенного реестра истории владения произведением от подтверждения авторства до покупки текущим владельцем упрощает атрибуцию, ведение и проверку провенанса.

Платформа Verisart адаптировала блокчейн Биткоина для сертификации и отслеживания нецифровых произведений искусства и предметов коллекционирования. Как решение против подделок Verisart предлагает защищенную от взлома технологию, которая благодаря распределенному реестру и программе распознавания изображения позволяет проверять провенанс работы в режиме реального времени. Изначально целевой рынок Verisart – это ныне живущие художники. В долгосрочной перспективе в сотрудничестве с наследниками компания планирует присваивать сертификаты и более ранним работам и в итоге собрать в своем блокчейне провенанс всех произведений искусства. (Немного саморекламы: если Verisart действительно нужна обширная база каталогов-резоне, я знаю человека, который мог бы им помочь.)

Блокчейн также поможет художникам в защите авторских прав и привлечении дохода. например, платформа Artlery разрабатывает криптовалюту CLIO (названную так в честь музы истории), которая станет «первой в мире валютой, обеспеченной созданием, экспонированием и зрительской оценкой произведений искусства». Художники – предполагаемые бенефициары платформы – смогут принять участие в первоначальном размещении CLIO, загрузив портфолио на сайт Artlery.

Последние три года, обеспокоенный уязвимостью к подделкам существующей системы учета произведений искусства, я и сам занимался созданием базы данных известных работ признанных мастеров. Успешное применение технологии блокчейн для подтверждения авторства и ведения истории произведения обеспечит работам современных художников безупречный провенанс и избавит от необходимости посмертного составления каталогов-резоне. Возможно, уже по одной этой причине блокчейн станет самой важной технологией, когда-либо появлявшейся на арт-рынке. 

Перевод: Татьяна Ильина




 

12 февраля 2018
Поделиться: