×
Саша Фролова
Юлия Матвеева

Только на страницах ДИ закрытое хранение ММОМА становится открытым.

«Современное искусство – поле свободы. Здесь можно объединить и синтезировать все, что захочешь. Это пространство для творческих экспериментов, находки которых я могу потом применять где угодно: в дизайне, театре, музыке...» – рассказывает художница.

Саша Фролова научилась легкому и расширенному пониманию форм и видов искусства у Андрея Бартенева, в команде которого проработала больше десяти лет. С ним же она начала делать «живые скульптуры» – дефиле-перформансы. От Бартенева унаследовала и неиссякаемую веру в чудесное, с которой вышла в «большой мир», где обрела собственный стиль.

В 2006 году художница организовала группу «Аквааэробика». Участники шоу в фантастичных костюмах-конструкциях выступают с программой из шести-семи мини-спектаклей под электро-поп, диско-хаус музыку. Центр действа – Саша, исполняющая собственные песни, тексты которых зачастую построены на смешении сентенций на разных языках («Snow Go») или аббревиатур из первых слогов фразы («Lo me mo»). Хореография номеров задана ритмичным повторением «узоров» движений, постепенно вовлекающих зрителя в параллельный мир радостных эмоций. Существа из этого параллельного мира, Фролова и шесть перформеров, одеты в латекс, отчего номера приобретают галлюцинаторный космический эффект. Фролова своим искусством ищет выход из плоскости. В этом, по ее собственным словам, помогли «эстетика авангарда 1920-х, ретроанимации 1930-х, стиля пин-ап 1950-х, футуристические образы 1960-х, японское аниме, компьютерные игры 1980-х, рейвы, „пластиковость“ 1990-х». Фролова своим искусством ищет выход из плоскости, что демонстрируют изобретенные художницей контурные костюмы с «эффектом двухмерного изображения, превратившегося в трехмерное». «Я впервые увидела латекс на ведущей программы MTV, куда нас пригласили на съемки (Ирена Понарошку в программе «Клиника понарошку», 2007), и сразу же влюбилась в его гладкость, яркий цвет, блеск и в потенциал. я отправилась в ателье, которое работало с латексом, и мы придумали и спроектировали макет первой „надувной прически”».

Вскоре «надувные прически» Фроловой превратились в самостоятельные скульптурные формы, биоморфность и округлость которых продиктованы логикой материала. Объемность элементов достигается не отсеканием и не лепкой, как в традиционной скульптуре, а раздуванием воздухом. Первым подобным «монументом» стала фигура «Люболет» (2008) для проекта Андрея бартенева «Сувениры Н.Л.О. Oslokino U.F.O.»1. Выставка была посвящена теме инопланетного, в том числе его понимаю в поп-культуре. «Люболет» – большая (4,5 х 3,1 х 2 м) заполненная воздухом форма из латекса изумрудно-зеленого цвета («поскольку все инопланетное в попкультуре принято представлять зеленым»), напоминающая сказочную ладью. Эта фантазия на тему летательного аппарата будущего, который станет востребованным, когда исчезнут все виды топлива, кроме энергии чувств, он парит при помощи силы взаимной симметричной любви астронавтов.

Продолжает тему восьмиметровый LoveMeBlaster, показанный на персональной выставке Фроловой «Киберпринцесса»2. Он предназначен аккумулировать положительные импульсы и «превратить любовь в основной источник энергии, из которого вырабатываются световая, электромагнитная и гравитационная энергии»3. На выставке объект экспонировался в окружении фотографий, сделанных в соавторстве с Ириной Воителевой. Две работы из этой серии – цифровые отпечатки с пластификацией – пополнили собрание ММОМА. Расфокусированные смещенные слои изображений превращают их в своеобразный «визуальный портал в будущее».

Эстетизм и лаконичность сливочно-кремового неокрашенного латекса стали главным мотивом персональной выставки Albinism (галерея «Айдан», 2010). Переливающиеся формы с безупречно ровными поверхностями, внятной ритмикой и разнообразием симметрии – праздник для глаза гедониста. «Скульптуры из проекта „Альбинизм“, – комментирует Фролова, – посвящены эмоциям, связанным с праздником: большое мороженое как эквалайзер удовольствия, бант как предвкушение подарка, карусель как символ бесконечного повторения радости»4.

Псионике, мистической силе, базирующейся на скрытых возможностях человеческого мозга, посвящена выставка Фроловой, организованная в том же году в пространствах Московской школы управления в Сколково. Футуристичность в сочетании с четкой пластикой формы, ощущение антигравитации наперекор закону всемирного тяготения оказались созвучны концепции инновационного центра. Созданные специально для выставки Magnetron/Skolkovo, работы стали символом школы, оставшись в ее коллекции.

Работа с параллельными пространствами продолжилась в «Telepathor», созданной для выставки «Мифологии online» в Политехническом музее (2012). Телепатор – фантастическая машина, которая производит или помогает реализовать нечто чудесное или очень желанное. Антенна позволяет аккумулировать творческую энергию и при помощи программы дополненной реальности подключиться к витальному полю, которое подобно «молоку икс» Пепперштейна5 обволакивает планету, являясь источником озарений и изобретений.

Чем дальше, тем быстрее Фролова выходит в открытый космос. Вот только любимый материал, латекс слишком чувствительный. Объекты из него не выдерживают действия солнца. Пришлось искать новый материал, и уже в 2013 году Саша начинает делать «воздухоопорные скульптуры» из ткани и ПВХ, работающие на постоянном поддуве воздуха компрессором. Первый объект, созданный по такой технологии, – «Мираклоскоп» (5 х 4 м, высота 2 м) для Новой Голландии (проект Luzhayka, 2013). биоморфный и футуристичный, похожий одновременно на инопланетный корабль и пришельца, свернувшего конечности-щупальца. Как следует из названия, это творение предназначено для производства чуда при правильном с ним взаимодействии.

Воздушные скульптуры Саши Фроловой существуют на грани дизайна, временных малых архитектурных форм, объектов современного искусства и развлекательных интерактивных объектов. Так, собранная из шаров елка с внутренней подсветкой, установленная в 2013 году на Artplay (Третий фестиваль российского искусства «Форма»), или гигантские объекты с зеркальной поверхностью Speculum, представленные галереей RuArts на «Кинотавре» в 2016 году, буквально призывали зрителей всех поколений к веселью и тактильному контакту. Фролова решила это использовать и придумала воздухоопорные скульптуры-батуты, на которых можно прыгать.

Одним из первых экспериментов стал надувной «батут-будуар Марии-Антуанетты» в ландшафтных садах Этрета (Франция, 2018). Мягкие формы скульптур Фроловой гармонично смотрятся в окружении регулярных садов. Там же прошел променад оживших парковых скульптур во главе с Марией-Антуанеттой – в Этрета когда-то была ее устричная ферма. Под звуки клавесина процессия в надувных латексных костюмах в стиле рококо открыла сезон в садах Этрета, лишний раз доказав отсутствие стилевой грани для этого материала.

Самая масштабная скульптура «Воздушный остров» (13 х 8 х 4 м) была установлена этим летом в Новой Голландии. Взобравшись на сцену-декорацию, зритель попадает в пространство с иной гравитацией, непривычными формами и цветами.

В разное время Фролова создавала образы для кино, работала как фешн-стилист и театральный художник по костюму. Вот уже два сезона Саша – художник проекта «большая опера» на телеканале «Культура», где ее интегрированные в номера скульптуры и костюмы расширяют возможности оперной сценографии. В ближайших планах – сценические костюмы для спектакля «Волшебная флейта» в «Геликон-опере». С нетерпением ждем премьеры.

1 ММОМА, Тверской бульвар, 9, в рамках 1 Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?».

2 Спецпроект в рамках Третьего ежегодного фестиваля иллюстрации, Галерея искусств Зураба церетели, 2009.

3 Из описания проекта на сайте Премии Кандинского www.kandinsky-prize.ru/ aleksandra-frolova/.

4 Из интервью С. Фроловой Aroundart aroundart.org/2011/01/30/sasha-frolovatranslyatsiya-lyubvi/.

5 Павел Пепперштейн обыгрывает слово «латекс» в книге «Мифогенная любовь каст»: «„Латекс“ происходит от итальянского „латте“, что означает „молоко“. Но в конце слова к нему прибавляется „икс“, знак неизвестного. Латекс – это „молоко икс“, неизвестное молоко, или же Молоко Неизвестного. И никому сейчас не дано предугадать, какие возможности кроются в этом „молоке икс“. Разработка этих возможностей – дело будущего. И этому будущему... остается только позавидовать».


 

 

8 декабря 2018
Поделиться: