×
Архетипы агрессии
Нина Березницкая

В проекте профессора Строгановки Наталии Хлебцевич мадагаскарские тараканы поедают тексты Григория Капеляна, фарфоровые рога и клыки прячутся среди настоящих, а запечатленная в керамике плесень спорит красотой с цветущим садом.

Искусство Наталии Хлебцевич давно нельзя относить к декоративному, так или иначе считающемуся ремеслом. Современные российские художники, работающие с традиционными материалами, не всегда успешно преодолевают эту границу. Такое искусство начинается с мастерства высочайшего уровня, освоения материала во всей его сложности. Любое произведение создается долго, и случайность на каждом этапе может или разрушить его, или подтолкнуть к новым решениям.

Надглазурная роспись делается пигментом, разведенным концентрированным сахарным сиропом. однажды в 1990-е тараканы «очистили» еще необожженную тарелку, оставленную в мастерской на ночь. Так возникла идея работы «о чтении между строк». На фарфоровых пластинах написан текст Григория Капеляна, мадагаскарские тараканы им питаются, оставляя части букв, разнося краску по всей поверхности.

Дарвиновский музей для экспозиции предоставил своих насекомых, за ними следит штатный энтомолог. Популярное в последнее время расчленение природы руками художника (например эксперименты Ильи Федотова-Федорова с муравьями), Хлебцевич не близко. она исследует различия и взаимосвязи живого и неживого, возможности живого притворяться своей противоположностью, а также ловушки восприя тия, которые не дают увидеть новое за привычным. Для этого художница использует концептуальные приемы, визуализирует метафоры («Между строк», Ab ovo, 2010), парадоксальные сопоставления (ржавый металл, проросший корнями в «Счастливых гвоздях», 2013). В некоторых произведениях живое хорошо замаскировано. Не сразу понимаешь, что грибы вешенки растут в сыром фарфоре, которым заполнены уже готовые керамические формы. Многосложная керамика, соседствуя с природными артефактами, часто неотличима от них. В инсталляции «образцы для подражания» найденные предметы выглядят созданными руками художника, тогда как фарфоровые – природными формами.

В «очаровании зла» глазурями в чашках Петри нарисованы «портреты» разных типов плесени. Яркие абстракции иллюстрируют амбивалентность разрушения и творения, а также, что огонь – лучшая дезинфекция. Тему бессмысленной борьбы с микроорганизмами продолжает «Агрессия жертвы». Фарфоровые слепки губок для мытья посуды превращаются в своих биологических прародителей, наделенных той же функцией. Страшная сказка художника или памятник погибшим в борьбе за чистоту. Стихия огня визуализирована в «Гистограмме Плоского Толбачика». В остроугольных формах, с одной стороны окрашенных в цвет лавы, основанных на диаграммах деятельности камчатского вулкана перед извержением, застывшее предчувствие опасности.

Хлебцевич в ярком, визуально насыщенном проекте не эстетизирует природные процессы и инстинкты. С помощью выбранного ею однажды материала она размышляет о страхе, ролях жертвы и агрессора, открывая новые возможности понимания. Как садовник, заботливо поливающий сад, она выращивает свои произведения. Даже имитация живого в керамике сродни процессу его создания, для этого творение природы нужно постичь во всей его сложности. В работах Хлебцевич художественная задача всегда за пределами формального эксперимента, выполненного безупречно.

Художникам, выбравшим керамику, непросто выставляться в музеях или галереях современного искусства. Исключения лишь подтверждают правило. Проблема, вероятно, в длительности изготовления произведений, их хрупкости, а также в отсутствии спроса коллекционеров. Или в провинциальной клановости российской художественной сцены.

ДИ №3-2018

15 июня 2018
Поделиться: