×
Бодрый старт
Светлана Гусарова

Вдруг вы не заметили новую ярмарку молодого искусства blazar – а зря. Делимся впечатлениями и ждем повторения.

В начале сентября в Москве решили компенсировать многомесячное отсутствие событий, и как раньше, назначили по несколько вернисажей в один вечер. Хорошо, что за время пандемии форму никто не растерял – ни художники, ни галереи, ни зрители. Друг за другом открылись VII Московская международная биеннале молодого искусства, 2-я Триеннале современного искусства в «Гараже», 8-я ярмарка Cosmoscow и ее сателлит blazar – новая ярмарка молодого современного искусства, она же спецпроект биеннале. blazar придумали и организовали Сosmoscow совместно с онлайн-галереей Sample и агентством Anna Dyulgerova Communication

Биеннале, открывающееся ярмаркой, конечно, новое явление. Но может, так стоит продолжить, реализуя лозунг «искусство должно принадлежать». Тем более что в итоге все оказались довольны. Причин тому несколько, и первая – формат. Ярмарка дала возможность выставиться в одном пространстве галереям, учебным заведениям и самим художникам. У столичных зрителей практически нет возможностей увидеть работы художников без посредников. Экспертная фильтрация, конечно, нужна, но иногда так хочется чего-то неожиданного. Повешенные шпалерно, без дорогих багетов в здании Музея Москвы, ранее закрытом для посетителей, работы сформировали яркое и свободное пространство. В нем не приходилось сомневаться, что перед нами именно молодое искусство. А легкий визуальный хаос и толчея только добавляли энергии произведениям.

Вторая удача – ценовая политика. Стоимость произведений начиналась с пяти тысяч рублей за графику. После месяцев карантина, скрашенных покупками искусства в группе Facebook «Шар и крест» за символические деньги, переход к «серьезному» арт-рынку не должен быть шоковым. И участники это учли.

Третья удача – присутствие одних и тех же художников одновременно в «Гараже», в Гостином дворе и в Провиантских складах. Только что смотрел на работы Миши Бурого или Алисы Горшениной, звезды этого сезона, на триеннале, и вот пожалуйста –продолжение на blazar; Женя Музалевский и Виктория Кошелева были представлены галереями на главной ярмарке и в секции «художники» на blazar. Многие галереи приняли участие сразу в двух ярмарках – показав ударный пул художников на Сosmoscow и резерв молодых сил в Провиантских складах. Хотя в случае с питерской Myth Gallery трудно сказать, какой стенд оказался лучше – в Гостином с Лизой Бобковой, Никитой Селезнеым и Джендой Флюид, или моноэкспозиция Вадима Михайлова в Музее Москвы. Gallery 11.12 не стала делить своих художников на «молодых» и «старую гвардию» и выставила Славу ПТРК и там и там. А тяжеловес арт-рынка галерея Triumph традиционно проигнорировала главную ярмарку, но показала молодежь в лице Ульяны Подкорытовой и Александра Бродского-младшего на сателлите.  

Учебные институты (в blazar участвовали шесть) тоже выступили достойно. Героем первого дня работы ярмарки стал художник Андрей Ишонин, представленный «Базой» с  перформансом «Продажа желаний». Каждый мог купить ресницу автора, загадать желание и сдуть ее с руки. Сбудется ли все загаданное у купившего ресницу или у самого Ишонина, узнаем через некоторое время. Представляющий МГАХИ имени И.В. Сурикова Андрей Шканин показал миниатюрные скульптуры из серии «Сад», напечатанные на 3D-принтере. На Сosmoscow тоже были работы, сделанные в этой технике – огромный зооморфный объект и небольшие кабинетные скульптуры Александра Кутового. 3D-печать, уже не новая технология, продолжает радовать возможностью делать малотиражную авторскую скульптуру. 

Перед выходом из здания разместился занавешенный шторками для душа закуток одного из лучших произведений на ярмарке: некоммерческий проект финалистов конкурса Nova Art Никиты Шохова и Анны Евтюгиной «Клаксон». Надев на голову VR-очки, зритель оказывался персонажем «расширенного кино», который вынужден наблюдать за женщиной (все время разной) в общественном и интимном пространстве. Она, как навязчивый образ, преследует, от ее близости не спрятаться – только сняв очки. 

Из работ художников-самовыдвиженцев запомнились графика Яна Тамковича-Фриске, Маша Обухова, Koshkosh.

Купленные произведения заворачивали на столах, словно в крупных строительных супермаркетах. Упаковщицы искусства работали не покладая рук. Будем надеяться, что бодрый старт предвещает арт-рынку столь же удачный год. Тьфу-тьфу, не сглазить.

 

17 сентября 2020
Поделиться: