×
Марина Бобылева о кризисе кураторства
Марина Бобылева

 

Если редуцировать выставочный проект до элементарных составляющих, которые позволили бы разработать приложение по созданию успешных экспозиций, получится несложная формула. В качестве вводных – набор художественных произведений, для которого задаются признаки (в первую очередь тема, но важны и такие параметры, как год создания и размер произведения), сортирующие, включающие или исключающие работы из финаль- ного отбора. Отчасти подобный схематический подход был использован в проекте «Генеральная репетиция», организованном фондом V-A-C в пространстве ММОМА в 2018 году. Тогда формула создания трехчастного выставочного проекта включала следующие компоненты: определенный набор работ – кастомизированный выбор – три разных экспозиции. Верхний этаж пространства музея на Петровке заняло хранилище, объединившее работы из коллекций трех институций – собственно ММОМА, а также V-A-C и фонда Kadist, – которые подвергались отбору и сортировались этажом ниже деятелями из разных областей культуры и гуманитарного знания. Работы художников перетасовывали подобно колоде карт, они меняли позиции и соседство, циркулируя в заданной модели. Проект, который ставил своей задачей пересмотреть «устоявшиеся способы экспонирования искусства», действительно продемонстрировал новый подход, из которого исчез куратор-профессионал, и, наверное, впервые косвенно затронул вопрос, нужны ли такие специалисты или их место может занять любой человек, обладающий знанием и репутацией в какой-либо иной области.

В еще более редуцированном виде эта схема была использована в другом проекте ММОМА – открывшейся в конце 2019 года тематической выставке «99/19», представляющей новое прочтение работ из коллекции музея. Ее кураторами стали 19 приглашенных медийных личностей и одно технологическое устройство, которым помогала кураторская команда музея. Упор был сделан на деятельность приглашенных персон: в экспозицию вошли комнаты врача (с отсылками к операционной и анатомическому кабинету), поп-звезды (с бобинами и танцполом), ведущего (с диваном и телевизором), спортсмена (с яркими стадионными прожекторами) и даже комната мореплавателя, где все связано с путешествиями. Художников и их работы на выставке затмили дизайн и атрибуты, свидетельствующие о профессиональной принадлежности курато- ров, которые таким образом становились основными участниками экспозиции (к слову, постпиар-кампания к выставке называлась «Работы, которых вы не заметили»). Этот проект показал, что рамки для вхождения в профессию куратора могут быть шире, так как выбор работ и создание экспозиции доверили довольно далеким от сферы культуры фигурам (помимо мореплавателя, свои залы были у гастронома и говорящей колонки), чей медийный охват безусловно способствовал продвижению выставки и большому количеству публикаций. Что примечательно, директор Центра Помпиду Бернар Блистен, отвечающий в проекте за сферу искусства, выставил ироничную инсталляцию Комара и Меламида «Выбор народа» с инфографикой, показывающей, какие изображения и цвета привлекают посетителей в картинах на выставках – не исключено, что этот экспонат может войти в алгоритм разработки успешных экспозиций. Шутка из 1990-х выглядит возможным прогнозом на ближайшее будущее.

С перевесом в сторону медийности персоналий, возглавляющих работу над выставкой, прошел и основной проект последней Московской биеннале современного искусства, открывшийся осенью 2019 года в Западном крыле Новой Третьяковки. Здесь куратор из другой культурной сферы – оперный режиссер Дмитрий Черняков, где он считается видным деятелем, неожиданно перемешал работы из известного зарубежного музея Альбертина с современными произведениями, вызвав производственный «глюк». Наверное, впервые за историю биеннальных проектов, которые своей целью ставят показ работ, критически осмысляющих текущие проблемы, в выставку были включены экспонаты из коллекции музея. Архитектура выставки, напоминающая плани- ровку коммерческих ярмарок, представляла собой расставленные в пространстве и отделенные друг от друга персональные стенды художников. И тут вроде бы обозначенный в материалах выставки куратор превратился в призрака – работы, вошедшие в проект, отдаленно попадали в заявленную тему «Ориентирование на местности», экспозиция была лишена какой-либо авторской драматургии, а биеннале – злободневности. Организаторы словно скопировали интерфейс трендовой выставки с междисциплинарным уклоном, но использовали битый код.

Поиски новых способов работы с экспозициями приводят к тому, что выставка теряет свою образовательную или критическую функцию и подменяется эффектным дизайнерским зрелищем, направленным на получение быстрых эмоций. В гонке за впечатлениями, паблисити и постами в сториз, взаимодействуя с популяными персонами, музей обесценивает свое содержание и как бы разрешает относиться к профессии куратора несерьезно. Работы художников, выбранные поп-кураторами согласно простым и очень условным критериям, превращают выставку в подобие частного кабинета-кунсткамеры. Такой подход был буквально визуализирован на широко обсуждаемой выставке Уэса Андерсона «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища» (2018), где экспонаты разных эпох из коллекции венского Музея истории искусств были собраны и расположены по размеру, цвету, без каких-либо описаний и этикеток – иными словами, «по вкусу» режиссера (симметрично и на ярком фоне). В данном случае с заменой профессионального куратора на поп-куратора исчезла ценность работ, которые, вместо артефактов с историей и определенным значением, стали просто предметами с физическими параметрами, выполняющими декоративную функцию (буклет к выставке содержал лишь информацию с названием, годом создания и техникой). Такой поворот выглядит недопустимым сценарием для специалиста, так как его задача – создавать правильную ситуацию для восприятия работы художника или экспоната – в особенности при работе со старинными произведениями, когда вступает критерий историчности.

Так год за годом профессиональный куратор постепенно исчезает из залов музея. Его заменяют модели кураторства, которые при неаккуратном использовании ведут к выставочным багам и курьезам. Что же произойдет, если куратор-профессионал и дальше не будет востребован? С ним исчезнет экспертиза, построенная на знании истории искусства и кураторских практик, а вместе с ней попытки приблизиться к какой-либо объективности в этом поле (насколько это возможно в условиях существования множества взглядов на текущие процессы и прошедшие события). Выставки превратятся в набор случайностей, а художник и его работы окончательно станут декоративным обрамлением сторонних интересов. Представим также, что сфера искусства, которая еще не полностью пронизана технологиями, переключится на приложение по созданию успешных экспозиций, содержащее вариативный набор выставочных схем и формул. В этом случае следующую биеннале может курировать даже не машина (это можно было бы отложить на еще десяток лет, до лучшего момента), но случайный юзер, скачавший такое приложение. Правда, стоит помнить, что непроработанные алгоритмы и битые копии вряд ли смогут привести к хорошему результату. 

ДИ 4-2020

22 октября 2020
Поделиться: