×
Младшие Брейгели и их эпоха
Сергей Хачатуров

Выставка, котора может научить различать младших Брейгелей. 

Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз
Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»
Истра, Ново-Иерусалимская наб., 1
до 11 апреля

Русская душа отзывчива к искусству Брейгелей. Основателя династии живописцев, гениального Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого) любил Тарковский. Монтировал его зимний пейзаж с охотниками в фильм «Солярис». Небесным, космическим оком вслед за художником мы обозреваем дольний наш мир. Пословицы и поговорки Брейгеля Старшего представляют, как на вселенском просцениуме копошатся сотни фигурок в позах странных паяцев. Эти композиции резонируют с психоландшафтом российской глубинки. Там покинутость, дикость, стужа, зверские нравы соседствуют с запойным карнавалом и отчаянным балагурством. Все вместе и каждый порознь. Укутаны в снежный, вьюжный кокон экзистенциальной тоски. Эти темы в России любят художники (от передвижников до неопримитивистов) и режиссеры кино (например, такой же снежный, вьюжный и безысходный в своем угарном карнавале «Юрьев день» Кирилла Серебренникова).

То, что гений Питера Брейгеля Старшего принципиален для самосознания россиян, подтверждает и паломничество представителей российской богемы пару лет назад в Вену на грандиозную выставку художника в Музей истории искусств. В столице Австрии все фотографировались на фоне «Вавилонской башни» и «Крестьянского танца» (как раз эти картины доступны всегда, поскольку входят в постоянную экспозицию музея). Содержательная ценность той выставки в Вене была, на мой взгляд, не в демонстрации собранных вместе работ (как это случилось с Босхом в Мадриде — представили почти полный каталог творений мастера Иеронимуса из всех музеев мира). Идея выставки Питера Брейгеля Старшего в Вене заключалась в демонстрации творческой кухни художника. Авторы экспозиции показали во всех подробностях технологический процесс создания Брейгелем своих работ. Отдельные стенды были посвящены древесной основе картин, срезам и спилам. Другие стенды наглядно показывали приготовление красочных пигментов и нанесение слоев краски.

И эти подробности принципиальны в контексте разговора о выставке из собрания Мауергауз. На экспозиции в музее «Новый Иерусалим» работ Питера Брейгеля Старшего нет. Они давно осели в древних собраниях, потому что уже при жизни основателя творческой династии ценились как драгоценность. Об этом свидетельствовали, кстати, выставленные на экспозиции в Вене драгоценные каталоги собраний австрийских императоров, с рукотворными иллюстрациями-репродукциями картин Брейгеля Старшего в золотых рамах. Коллекционерам сегодняшнего дня (собрание Мауергауз создавалось менее чем за четверть века) легко быть сбитыми с толку. Помню, когда несколько лет назад посещая знаменитую брюссельскую антикварную ярмарку BRAFA, был озадачен целыми коридорами работ с узнаваемыми пирушками, плясками, зимними пейзажами. Все работы атрибутируются как выполненные в мастерской Брейгелей. Однако ощущение, что на иных не высохли краска и лак.

Действительно, работавшая в XVI– XVII веках артель под условным названием «Брейгель» являет один из ярких примеров успешного арт-менеджмента эпохи раннего капитализма. После кончины Питера Брейгеля Старшего версии его картин стал делать сын Питер Брейгель Младший. Его авторские повторения хорошо продавались и обеспечивали потребности семьи и рынка искусств. Второй сын гениального Брейгеля Старшего (Мужицкого) Ян Брейгель Старший (Бархатный) в конце XVI–первой четверти XVII века писал картины, предназначенные именно для украшения кабинетов коллекционеров. Бисерно исполненные фигурки, ювелирный колорит, весь этот, по словам Пушкина, «фламандской школы пестрый сор», изумляет своим непревзойденным качеством и сегодня. Два внука Питера Брейгеля Старшего, Ян Брейгель Младший и Ян ван Кессель Старший, продолжили, условно говоря, традицию кабинетной живописи с аллегориями четырех элементов или частей света, с цветами, минералами и насекомыми. А знаменитый внук Давид Тенирс Младший унаследовал страсть к живописанию быта и нравов фламандских крестьян.

У этих мастеров тоже были свои собеседники, единомышленники. В конце концов, с Яном Брейгелем Бархатным дружил и сотрудничал великий Рубенс. Кабинетные увлечения живописания натюрмортов вырвались в пространство грандиозных апофеозов плоти в полотнах Снейдерса. Крестьянский жанр нашел отклик в Голландии (Адриан, Исаак ван Остаде) и Фландрии (Адриан Броувер). Виды природы в картинах Брейгеля Старшего подарили жизнь целой школе ставшего автономным пейзажа. Присутствующее на выставке собрания Мауергауз полотно прославленного голландского пейзажиста Якоба ван Рейсдаля «Прибрежный пейзаж с деревянным мостом, мельницей и замком на вершине горы» подтверждает жизнеспособность традиции искусства Брейгелей, распространившуюся далеко за пределы семейного круга.

Когда имеешь дело с разветвленной генеалогией и обилием делавшейся на заказ продукции, а стало быть с обилием реплик, фальшаков, подделок, в комплектовании современного собрания старой живописи легко пойти неверным путем. Экспозиция картин семьи Брейгелей из собрания Мауергауз—шедевр искусства коллекционирования. Она убеждает качеством представленных произведений и тем, что просвещает относительно самого процесса влияния семейной артели «Брейгель» на историю нидерландского (шире — европейского) искусства.

В предисловии к научному каталогу картин выставки Мауергауз благодарят многих специалистов известных европейских галерей и ведущих аукционных домов (уровня Christie’s, Sotheby’s, Köller). Общение с ними помогло выстроить безупречную навигацию по рынку антикварных «брейгелей». Некоторые темы, например цветочная живопись с большими полотнами Бальтасара ван дер Аста, Яна Брейгеля Младшего, уникальны и не встречаются даже в признанных собраниях с древней историей. Руководствуясь различными критериями (включая технологическую экспертизу, провенанс, стилевые особенности), чета Мауергауз вместе с автором идеи выставки и главным научным консультантом Вадимом Садковым показали собрание, могущее создать целый раздел искусства Нидерландов XVI–XVII веков в хорошем европейском музее.

ДИ 1–2021

 

5 апреля 2021
Поделиться: