×
AZ PRIZE
Нина Березницкая

Выставка номинантов Премии Анатолия Зверева 

Винзавод, Большое винное хранилище
До 21 ноября 2021

А судьи кто?

Выставка экспертов и членов жюри
Премии Анатолия Зверева (Zverev Art Prize)
Музей AZ, 9 сентября — 10 октября 2021

Музей AZ к 90-летию Анатолия Зверева учредил премию для современных художников. Из более чем двух тысяч заявок, пришедших из 169 городов России и 32 стран мира на открытый конкурс Премии Анатолия Зверева (Zverev Art Prize), экспертный совет выбрал 50 работ, отвечающих теме конкурса «Искусство свободно, скована жизнь». Музей AZ культивирует новаторский подход во всех аспектах своей деятельности: в отличие от других премий зрители получат возможность увидеть еще и выставку работ самих членов жюри «А судьи кто?» в стенах музея. Победители получат 1 млн, 500 тысяч и 250 тысяч рублей за первое, второе и третье место соответственно. Не предполагая сравнений, двухчастный проект покажет срез художественных практик разных поколений наших современников. Рассказываем о четырех номинантах, о которых меньше всего информации в открытом доступе.

 

Меле Агант

Под псевдонимом, отсылающим к Малагану, злодею из легенды о Короле Артуре, скрывается единственная участница выставки, не имеющая опыта участия в проектах современного искусства. Журналистка Оля Б. из Красноярска представляет аудиоинсталляцию #ПраваНеравноПравие, для которой собрала рассказы женщин, столкнувшихся в своей профессиональной деятельности с неравноправием и сексизмом. Даже стендап для женщин не слишком доступен, одна героиня говорит: «Меня не хотели записывать на выступление, мол, ты девушка, значит, будет несмешно». Другая, модератор контента 18+, рассказывает, что все думают, что ее работу делают роботы или мужчины, хотя туда берут только девушек. Сексизм имеет разные образы: курьерша сетует на постоянное сочувствие, ведь тяжело таскать сумку с едой. Все эти и многие другие истории в специальной комфорт-зону «только для мужчин», недоступную для женщин, рассказывает голос мужчины, очевидного носителя патриархальных общественных устоев. Проект, по форме напоминающий вербатим, не отягощает излишняя теоретическая база, Меле Агант двигается к обобщениям от практики, доверяя собственным интуиции и опыту журналиста.

 

Анна Казьмина

 

Художница получила профессиональное образование в Москве и Пекине и преподает в пекинской Высшей школе искусств. Анна Казьмина (р. 1987) экспериментирует в поиске «единого во многом», смешивая экспрессионистскую графику, живопись гохуа, каллиграфию; рисует на тканях, делает скульптуры и фарфор. Мечтает о мастерской, как футбольное поле, и масштабах работ, как у Ансельма Кифера и Джули Мерету. Не боится говорить об онтологических вопросах, ищет новую форму через дробление, разрывы, хаос, стремится выявить невидимое, в равной степени доверяя рациональному и интуитивному способам познания. Считает, что произведение — это «застывшая форма живой, изменяющейся мысли, интуиции, переживаний, опыта, чувств». Для конкурса Анна представила серию работ «Невесомость», графика на прозрачной бумаге, но отнюдь не легковесная. Уверенная крупная штриховка, потеки краски, в том числе между слоями полупрозрачного материала, словно случайно соединенные, порванные, смятые, вопиют о хрупкости и стойкости искусства и художника, своего создателя.

 

Инна Эхос

 

Студентка Школы Родченко Инна Эхос (р. 1990) из всех медиа предпочитает звук. Училась в музыкальной школе, еще подростком вдохновилась группой Coil и стала осваивать работу с индустриальной и шумовой музыкой. Участвовала во многих музыкальных и выставочных проектах и фестивалях, создавала звуковые инсталляции. Будущее в работах Эхос мрачное, трезвый взгляд на происходящее почти не оставляет места надежде. Видео «Песни Тэнгри» посвящено родной для художницы Калмыкии: из-за многолетней засухи этот край оказался на грани выживания. Видео Эхос наполнено символами: конь на привязи, высохшее озеро, покрытое соленой коркой цвета крови, перформер в цветном комбинезоне с атрибутами шамана, исполняющий какой-то сложный ритуал. Звук — важнейшая часть работы и может существовать отдельно от изображения. Просьбы о дожде есть во многих традициях: Эхос переносит их на поле искусства, призывая Тэнгри, у тюркских народов всеобъемлющее неперсонифицированное небо. Во время съемок в Калмыкии Инна записала шамана, зачитывающего заклинание для новорожденных. Семплированный голос словно принадлежит механическому существу, словно постчеловеческое будущее уже наступило и заклинание произносится по привычке, без надежды на успех. Но не таковы ли и все наши устремления?

 

Илья Туморин 

 

Окончив художественное училище им. Рериха, Илья Туморин (р. 1998) отправился на срочную военную службу. Имея мало художественного опыта, Илья поставил себе высокую планку и взялся за тему апокалипсиса. Религиозное искусство с актуальным редко находят точки взаимодействия, и мета-модернистская искренность тут не в помощь. Илья же серьезен, описывая бытийный статус человека, бесконечный духовный поиск, надежду на вечное сияние правды и справедливости. Вдохновляясь древнерусской иконой, Туморин создает свою иконографию и свой апокалипсис, освобождающий дух от плена и скверны мирского и телесного.

27 октября 2021
Поделиться: