×
Не без деструктива
Сергей Гуськов

Где водится критика стрит-арта.

Уличное искусство—область заметно обособленная, до сих пор сохраняющая связи с субкультурой граффити. При этом оно включено в художественную систему, со всеми ее институциями, торговыми платформами и прочей инфраструктурой, и пусть стрит-артисты по старинке придерживаются полуанонимного и полулегального стиля, зачастую они воспроизводят или по-своему переизобретают явления, хорошо известные на большой арт-сцене.

Естественно, и аналог художественной критики здесь свой есть. Появился он на рубеже 2000-х и 2010-х годов.

Тогда встретились два уличных художника—Make (Антон Польский) и Игорь Поносов. Оба находились на распутье, чувствовали разочарование происходящим. Им казалось, что к концу 2000-х внеинституциональная уличная жизнь умерла, а стрит-арт был инструментализирован галереями и недавно открывшимся «Винзаводом». Поэтому Make и Поносов решили объединить усилия и в 2011 году создали движение «Партизанинг», в основе которого лежало критическое медиа—одноименный сайт (partizaning.org).

Тогда уже существовали блоги о стрит-арте, но в основном они были устроены как агрегаторы документации: посты с фотографиями работ, имя автора или команды, а также указание локации. Появившийся в середине 2000-х благодаря инициативе Дмитрия Аске блог Vltramarine не сильно выходил за пределы этой модели. «Там вообще никакой критики не было,—отмечает Поносов.—Ближе к формату Википедии. Дима предлагал мне делать совместно это издание. У него были написаны правила, как составлять публикации. Я сделал по ним один пост, получилась сухая справка. И понял: это не мое».

Основатели «Партизанинга» вы брали иной путь—анализировать процесс. «Нас многое не устраивало, и мы стали критиковать,—вспоминает Поносов.—Начали публиковать бюллетени, запустили сайт. Достаточно едко проходились по некоторым инициативам: например, программе развития паблик-арта, которая стар-товала в нижегородском „Арсенале“, куда привлекли Валентина Дьяконова, Павла Шугурова и Арсения Сергеева. Занялись институциональной критикой, но именно на нашей территории—улицы и города. Осмысляли, что происходит, есть ли социально и политически ориентированный стрит-арт. Плюс мы начали развивать «Партизанинг» как группу, как художественное движение. Практиковали теорию малых дел».

На отдельные высказывания со стороны «Партизанинга» реакцией была обида. «У нас появилась рубрика «Ухудшайзинг»—рассказывает Поносов,—про художников, которые не улучшают свою практику, а двигаются в противоположном направлении или останавливаются на месте. Одно время мы были очарованы Кириллом Кто и Тимой Радей, а через несколько лет писали, что обмануты в своих надеждах, потому что эти люди встали на рельсы институциональной карьеры. С самого начала мы публиковали «итоги года», и с каждым годом они становились все больше про разочарование».

Помимо отдельных художников, галерей и арт-центров, под руку «Партизанинга» попадали решения городских властей и, вполне ожидаемо, первая биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Критика эта достигала самой неожиданной аудитории. Например, отзвуки той же истории с биеннале можно было услышать на дискуссии где-нибудь в Норвегии. «Мы с Мейком,—говорит Поносов,—критиковали фестивали монументального искусства, декоративный характер паблик-арта, Дмитрия Аске, Алексея Луку и ряд других художников, которые делали абстрактные работы. Сейчас я помягче к ним отношусь».

К середине 2010-х пути создателей «Партизанинга» разошлись. Поносов занялся историей стрит-арта, стал работать с библиотеками и архивами. Он не особо верит в сайты и соцсети, а наиболее надежным форматом считает книгу. В составленном им томе «Искусство и город» (2016), рассказывающем о различных художественных практиках вне белого куба, было заметно влияние прежней деятельности в «Партизанинге». Однако во втором издании, вышедшем в 2021 году, как признается сам Поносов, он смягчил формулировки, чтобы подача была более нейтральной и объективной.

Make же продолжает время от вре- мени делать жесткие критические суждения—правда, больше в соцсетях. В сентябре, например, он опубликовал на Facebook два поста, которые по своему содержанию и подаче вполне могли бы быть статьей на том же «Партизанинге» или на любом сайте, посвященном искусству и активизму. Он устроил разнос санкционированному институциями стрит-арту в региональных центрах c целью «дрессировки художников и зрителей» и отдельно самоорганизованному фестивалю «Карт-бланш» в Екатеринбурге, который, по мнению автора, вводит в заблуждение своей нелегальностью и служит карьерным целям организаторов—Владимира Абиха и Славы ПТРК. За неимением более-менее регулярной площадки такого рода критика, вспыхивая время от времени, все же неминуемо пропадает в потоке соцсетей. Но возможно, за нежеланием Make публиковать подобные тексты в профильной прессе стоит как раз идеал независимости, восходящий к традициям уличного искусства, как их понимал «Партизанинг».

Сам этот сайт существует до сих пор. Изредка на нем появляются новости и анонсы, но по большому счету можно считать, что он заморожен, а вся эта микроактивность нужна, чтобы он окончательно не умер. Vltramarine тоже еще доступен, но без особых обновлений с 2018 года—по сути, его роль теперь выполняет телеграм-канал «Бэнкси плачет» (t.me/notonlybanksy).

На опустевшем месте в 2016 годувозникло творческое объединение «Новые уличные». Помимо собственно работ, они начали активно критиковать коллег. Сфера их активности Facebook (facebook.com/nulichnye) и Instagram (@nulichnye). Создатели этого движения в основном придерживаются анонимности для внешней публики. При желании всех легко идентифицировать—но правила игры важнее. За прошедшие годы состав участников успел пару раз поменяться, а темп активности то возрастал, то падал.

Особый хит «Новых уличных» именно как блога—«Деструктивная критика Павла Безора». Есть четыре выпуска. Найти их можно в Instagram как объединения, так и издательства Invalid Books, которое организовали «Новые уличные» (@invalid.house). Художник, в соответствии с названием рубрики, трансгрессивно, с матом и страстью, от первого лица громит выставки, фестивали, в том числе друзей и знакомых. Это часто вызывает ответную реакцию, но вообще зрители в комментариях требуют продолжения. Впрочем, как показывает внимание к телеграм-каналам в сфере искусства вроде «Павильона Россия», иначе и быть не может.

Однако за деятельностью «Новых уличных» видны не только деструктив и утверждение себя в сообществе. Во многом вдохновившись «Партизанингом», они подхватили знамя институциональной критики и борются с карьеризмом. Куда это их в итоге выведет, сложно сказать.

Возможно ли издание про стрит-арт в России, не ангажированное отдельными группами и тусовками? «Внутри люди не умеют хорошо излагать свое видение, у них нет навыков письма, а люди извне не знают специфики»,—считает Игорь Поносов, но тут же признает, что все может измениться. Так что ждем, когда за медиа самоорганизованными придут профессиональные. |ДИ|

3 ноября 2021
Поделиться: