×
Перегруппировка
Сергей Гуськов

На закрытие «Типографии»

 

7 мая ЦСИ «Типография» внесен Минюстом в реестр организаций — иностранных агентов. А уже 14 мая эта самоорганизованная институция объявила о закрытии площадки, которую с таким трудом и любовью создавала в Краснодаре. 

История художественной инициативы восходит к появлению в 2009 году на кубанской арт-сцене группировки «ЗИП» (Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины, а также Эльдар Ганеев, позже покинувший коллектив). Объединение сразу начало формировать вокруг себя среду, и уже в 2010-м был организован КИСИ (Краснодарский институт современного искусства). Вскоре художники нашли патронов — Николая Мороза, Евгения Руденко и в 2012 году создали на базе КИСИ первую «Типографию» в здании, расположенном недалеко от местной администрации и главной артерии города — улицы Красной. Площадка частично окупалась за счет находившегося здесь же хостела. Кроме того, финансовую и институциональную поддержку начал оказывать «Гараж» и лично его директор Антон Белов. В 2017-м переехавшая в Краснодар критик и куратор Елена Ищенко стала художественной руководительницей «Типографии». Все завертелось с двойной силой. Наконец, в 2019-м «Типография» переехала на завод ЗИП, в мастерских на территории которого одноименный коллектив начинал свой путь. Самоорганизация пережила тяжелый ремонт, финансовые трудности, ковидные ограничения — и запланировала на сентябрь 2022-го празднование десятилетнего юбилея. Однако в конце февраля все проекты «Типографии» были приостановлены и отменены. Майскую новость об иноагентстве комментировали с эпитетами «самая успешная artist-run space России» и «лучшая институция страны». 

Учитывая эмоциональный фон, можно понять эти превосходные степени, однако они противоречат установкам и целям самих сотрудников арт-центра: создание и поддержка сети близких институций/коллективов на территории Рос- сии и Беларуси (от минской группировки eeefff и сообщества молодых томских художников до трансграничного фестиваля «Работай больше! Отдыхай больше!» и воображаемой организации «Лига нежных»). В этой картине мира нет места «самым» и «лучшим»: все равны, все за общее дело, культурный капитал распределен честно. 

К сожалению, эта сеть тоже сильно пострадала в феврале-марте. Из новосибирского проекта ЦК-19 ушли работники, сделавшие эту площадку одной из передовых в стране (все запланированные программы свернуты). Петербургский коллектив «ТЕХНОПОЭЗИЯ» приостановил деятельность. Значительное число близких «Типографии» художников и творческих работников релоцировались. Сложившаяся ситуация сделала маловероятным возобновление функционирования краснодарского арт-центра в прежних формах в обозримом будущем. Впрочем, формат — не догма. Учитывая остроумие и находчивость создателей «Типографии», ждем ее возрождения в самых неожиданных конфигурациях. 

Проект не закрыт, продолжение следует. 

ДИ 3/2022

 

8 июля 2022
Поделиться: