О деле Юли Цветковой*, трудностях женской саморепрезентации в искусстве и жизни.
* ПРИЗНАНА СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
|
Меня зовут Юля Цветкова, и я — страшная женщина!
По крайней мере, это мнение разделяют мои хейтеры и сотрудники полиции и администрации.
Я живу в городе Комсомольск-на-Амуре, я феминистка, веду паблик «Комсомолка», провожу просветительские акции в своем комьюнити-центре и ставлю спектакли в молодежном театре «Мерак». Все это преступление, по мнению некоторых. За последние два месяца городская администрация отменила мой творческий фестиваль и на меня написали три анонимных доноса в полицию. За этим следовали долгие объяснительные и разговоры.
Так писала художница 10 марта 2018 года на странице своего паблика «Комсомолка 18+» в социальной сети «ВКонтакте», еще не зная, что разбирательство и следствие продлятся по сей день.
В ноябре 2021 года я присутствовала на заседании суда в Комсомольске-на-Амуре в качестве художника-специалиста и представителя Творческого союза художников России со стороны защиты Юлии Цветковой. Часть моего полуторачасового допроса я привела в текстовой зарисовке «Размышления у парадного подъезда холодного дома» (ДИ No 1–2022).
Среди прочего меня спросили:
С художественной, искусствоведческой, культурологической точки зрения является ли блог «Монологи вагины» в социальной сети «ВКонтакте порнографией, а размещение в блоге, кроме прочего, изображений женских половых органов — распространением порнографических изображений?
Я ответила:
Нет, не являются. Название блога «Монологи вагины» в социальной сети «ВКонтакте» — кроме того, что оно полностью созвучно названию пьесы драматурга Ив Энцлер, которая несколько десятков лет ставится на сценах по всему миру, в том числе и в России — состоит из официальных медицинских терминов: «монолог» — древнегреч. monos (один) и «логос» (речь); «вагина» — латинск. vagina (влагалище, ножны, футляр). Поэтому со всех точек зрения — художественной, искусствоведческой, культурологической и медицинской — этот блог является культурно-просветительским, общее содержание которого может быть использовано в просветительской и образовательной деятельности. (К слову о терминах, программа Word предлагает исправить слово «вагины» на «вагоны». — ДИ.)
В блоге «Монологи вагины» к разговору в узком кругу приглашались женщины разных возрастов и социального статуса, чтобы обсудить психологические вопросы, подобные тем, что поднимались в группе «Комсомолка 18+» в сети «ВКонтакте», созданной Юлией* в январе 2018 года.
Краткая история создания паблика «Монологи вагины» со слов Анны Ходыревой, мамы художницы:
Однажды в ожидании самолета Юля прочитала пьесу Ив Энслер. Прилетев, стала искать в интернете группы, где выкладывают изображения вагин, нашла несколько, но все они давно не обновлялись. Юля расстроилась, но, как человек дела, решила создать свою группу «Монологи вагины», где размещала разные найденные в интернете художественные работы, в том числе про менструацию и клитор, без подписей, без авторства, в разных жанрах и техниках. Паблик был предназначен женщинам. По сути, паблик стал кураторским проектом, где женщины могли рассматривать произведения о женской телесности, там были даже произведения Пикассо. Авторство не указывала специально, были убраны все тексты, чтобы осталось чистое восприятие на уровне «нравится — не нравится». Всего было размещено около 400 изображений, Юля не является автором ни одного из них. Все зрительницы говорили, что их привлекала прежде всего яркость, необычность, чистота, целомудренность и отсутствие пошлости. Еще нравилось, что эта фактически табуированная тема, которой сами женщины стеснялись, становилась очень простой и нормальной, вагина, или вульва, переставала быть чем-то стыдным.
В августе 2021 года в ЦТИ «Фабрика» прошла персональная выставка Юлии Цветковой*, кураторы Виталий Пацюков и я, Лада Аникина. В экспозиции была представлена серия графических работ формата А1 (2017–2019) на темы бодипозитива — яркие и живые женские образы в полный рост в удобной одежде. Эти работы создавались Юлией для постов с хештегом #Женщина_не_кукла в своих группах в соцсетях. Она рисовала цветной тушью, масляной пастелью, просроченной декоративной косметикой. Сопроводительный текст гласил: «С раннего детства женщинам навязывают всевозможные бьюти-практики, которые должны исправить наши бесчисленные недостатки и сделать нас красивыми. Однако на самом деле красота не имеет границ или стандартов» (18 сентября 2018 года, паблик «Комсомолка 18+»). К открытию выставки был выпущен каталог, куда вошла серия 2018 года «Женщина не кукла» из 12 работ на цветной бумаге А4 с графическим изображением женских образов, иллюстрирующих свои названия: «У живых женщин бывают прыщи»; «У живых женщин есть жир. И это нормально!»; «У живых женщин появляются морщины и седина. И это нормально!»; «У живых женщин бывают неровные зубы. И это нормально!»; «У живых женщин могут торчать кости. И это нормально!» и т.п. Сейчас работы из этой и других серий того периода находятся в частных собраниях, в постоянной экспозиции Городского музея Амстердама, в собрании Московского музея современного искусства.
В Комсомольске-на-Амуре Юля Цветкова* вела занятия в кружке «Спартанская студия», где предлагала всем желающим нарисовать свой автопортрет.
В чем трудность автопортрета — девочки и женщины часто не знают, что они любят, чего хотят, о чем мечтают, что в себе им нравится, а что нет, и занятие начиналось с того, что все писали, например, пять своих мечтаний или пять своих достоинств, по сути, делали себя видимыми, сначала на маленьких листочках просто писали или, кто не умел писать, рисовали. Группы были смешанные, где были и дети 6–7 лет, и их бабушки. Создавалась атмосфера, когда говорить о себе становилось легко, когда все будто купались в комплиментах. Потом делался эскиз, и никто не говорил: ты рисуешь не так, перспектива не такая, тени не положил. Рисование становилось, как полет. Потом все прикрепляли на стены очень большие ватманы, и эта атмосфера всеобщего счастья и любви позволяла преодолеть большой лист и мысленный страх: вдруг я не умею рисовать? или вдруг у меня не получится? Были самые разные материалы, многие рисовали руками, и получался автопортрет счастливого человека, который полон достоинств и мечтаний. Кстати, там присутствовали и мальчики, и нельзя сказать, что им было намного проще. На этих мастер-классах я показывала свои работы, сделанные дома, но каждый рисовал себя так, как хотел, в этом и был смысл события.
Сегодня у нас в студии прошел мастер-класс «Я большая».
Девочек чаще всего учат быть «маленькими» — сидеть, сложив ручки, ножки, не кричать, не бегать, не шуметь. Миф о красоте говорит: будь маленькой и худенькой. Часто мы боимся занимать много пространства. В рисовании, на моей практике, женщины часто экономят на себе — боятся тратить бумагу, тратить материалы. Отсюда и возникла идея урока.
Мы писали комплименты себе — самой красивой, самой умной, самой сильной. Подбирали ассоциации на эти слова и с их помощью рисовали свой автопортрет.
У всех получились отличные картины, и каждая унесла домой огромный портрет самой себя. Мы достойны всех ватманов этого мира!
Юлин* пост в паблике «Комсомолка 18+» от 18 февраля 2018 года
Фейсизм (от англ. face — лицо) — преимущественное выделение лица в изображении мужчин и больший акцент на тело в изображении женщин в средствах массовой информации. Такая тенденция приводит у тому, что мужчины ассоциируются с интеллектом и духовностью, женщины же рассматриваются в качестве сексуальных объектов.
Я узнала про фейсизм совсем недавно, а теперь вижу, что он повсюду. Более того, я с удивлением поняла, что чаще всего рисую женщин в полный рост или по пояс. Лицо — почти нет. Стала экспериментировать, и это оказалось нелегко. Очень непривычно изображать лицо крупно, почти что неловко.
Фейсизм отражает восприятие женщин скорее как тела, чем как души (ведь лицо — это отражение души человека), поэтому очень важно, чтобы женское лицо перестало быть чем-то недостойным внимания.
Юлин* пост в паблике «Комсомолка 18+» от 13 апреля 2018 года
Специально для этого материала я задала Юле вопрос:
Парадоксальная ситуация: в XXI веке произведения некоторых художниц, изображающих части своего тела, интерпретируются как порнография, и судят вас за перепощивание из открытых интернет-источников в паблик социальной сети «ВКонтакте». Но ведь изображение себя — один из способов самонаблюдения и легитимный жанр авторской саморепрезентации. Постулируя же эти рисунки или любые другие свои работы как произведения искусства, художницы зачастую вынуждены заявлять: «Я не женщина — я художник». С одной стороны, как бы стирая свою женственность, а с другой, не- вольно признавая, что субъектность наблюдателя и/или творца им не может быть присуща. Во избежание непреодолимых на сегодня споров, недоразумений, разногласий и осуждений, может быть, женское искусство публиковать, например, с грифом «Ж+»?
Юля* ответила:
Женщина говорит нет, а мужчина уверен, что ему все равно лучше знать, что на самом деле хочет женщина. В 2018 году я запланировала провести дружеское чаепитие в одной из библиотек Комсомольска-на-Амуре, но в анонсе сообщила, что вход только для женщин. Если бы смысл этого сообщения был изложен с применением эвфемизмов в стиле «девочки, попьем чайку» и все, то не было бы никаких проблем. В результате мгновенно по городу пошли слухи о предполагаемом слете городских ведьм, которые собираются извести всех местных мужчин. В скором времени библиотека отказала в площадке. На мой паблик пришли угрозы расправы, что мужчины придут с факелами и т.д. Другой пример: в 2019 году до ареста я посетила коворкинг мэйл-фри кафе «Симона»в Санкт-Петербурге. К ним приходили депутаты и мужчины, переодетые женщинами, неизвестные брали помещение штурмом, били стекла. Кафе «Симона» вынуждено было закрыться в 2021-м. Поэтому если опубликовывать что-либо с пометкой «Ж+» или «Только для женщин», это может стать для мужчин вызовом, словно красная тряпка для быка.
Эта проблематика уже давно находится в центре дискуссий не только о феминизме, но и о развитии общества. С ноября 2019 года полемика перекочевала с общедоступных площадок в залы судебных заседаний и стала предметом разбирательства Следственного комитета. Голос художницы вызвал небывалый резонанс. Одну только серию юлиных работ «Женщина не кукла» прокуратура проверяла в разных инстанциях: СЭС, МЧС, Федеральной налоговой службе, пожарной инспекции, Роспотребнадзоре, были сделаны две экспертизы. Проверки проводились в рамках уголовного дела по статье «Распространение порнографии в сети интернет». Полиция пять раз открывала дело, а прокуратура закрывала. В рамках текущего дела по паблику «Монологи вагины» каталог юлиных работ не приобщили к материалам с формулировкой, что в нем содержатся «стыдные и провокационные работы».
При этом в первой четверти ХХ века Россия стала одной из первых стран, провозгласивших равноправие женщин и мужчин. По прошествии ста лет женщины в России вновь вынуждены доказывать свое право на него, снова должны бороться за возможность ощущать и выражать свою самоценность любыми способами, в том числе глядя на себя со стороны, изображая себя и используя какие им захочется медиумы и художественные практики. |ДИ|
* ПРИЗНАНА СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА