×
Диана Капизова. Бесконечное эхо ракушки
Сергей Гуськов

Выставка, свидетельствующая, что мы рано распрощались с видео.

Фонд Ruarts, Трубниковский переулок, 6

до 23 октября 

Диана Капизова — довольно редкий пример молодой художницы, активно работающей сегодня с нарративным видео. Хотя казалось бы, это сейчас не востребовано: успела отгреметь мода на театр, теперь всех интересуют танцы и объекты. Волна увлечения видеоартом накрыла российский художественный процесс в начале 2010-х, но уже к концу предыдущего десятилетия схлынула. Конечно, остались художники, которые продолжают работать в этом медиуме и жанре: например, Полина Канис, Дмитрий Венков, Саша Пирогова или Евгений Гранильщиков. Но производят новые видео они заметно реже, чем на заре своей карьеры. Другие авторы мигрировали в иные ниши: Елена Артеменко занялась скульптурой, Даниил Зинченко ушел в большое кино, а Михаил Максимов и Ульяна Подкорытова создают более широкие многосоставные проекты, где видео не самый значимый элемент.

Если посмотреть на перечисленные фамилии — это выпускники Школы Родченко. Однако у Капизовой совсем иная генеалогия. Она пришла в искусство через факультет Мультимедиа арт в Британской высшей школе дизайна, где училась у Виктора Алимпиева и уже упомянутого Максимова. А до этого вообще получила химическое образование (и сейчас работает в отделе комплексных исследований в ГТГ). В этом плане она стоит особняком. И естественно выделяется.

Нынешняя выставка не первая большая работа Капизовой. В начале 2020 года, прямо накануне локдауна, у нее прошла первая персоналка, названная в честь одноименного видео, показываемого там — «Черное озеро грез». А в феврале этого года для групповой выставки «Апофения» в ГРАУНД Солянка художница представила работу «Сосны рвутся в небо». В этом завораживающем видео она обратилась к образам романтизма: олень, охотник, заснеженные леса, руины, поэзия.

Выставка «Бесконечное эхо ракушки» также названа в честь 17-минутного видео — главной работы проекта. На ее создание Капизова получила грант от фонда Ruarts. Экспозиция включает серию керамики и конструкции из других материалов, которые изображают или вдохновлены показанными в видео образами и предметами: морскими коньками и дельфинами, фонтанами и раковинами, арками и кораллами. Короткий фильм состоит из серии эпизодов, каждый со своей особой сценографией. Лейтмотивом проходит пение Капизовой — на русском и японском она поет о любви. В главной роли сама художница. Практически все время она появляется в кадре, иногда играя сразу нескольких персонажей. Кроме того, она путешествует на крабе по подводному миру, сидит в ракушке, выглядывает из анимированной матки, превращается в русалочку. (На выставке также показывается короткое видео, где на изображении брюшной полости, полученном с помощью УЗИ, видны проплывающие кораблики.)

Кураторка выставки Светлана Тейлор сравнивает происходящее на экране с переходом через магические порталы. Каждая сцена, одновременно музыкальная (художница буквально конструирует подмостки) и игровая, действительно напоминает символическое описание мистических опытов. А выбранная художницей эротическая тематика как раз идеально подходит к такому прочтению. И тут уж зрители могут добавить кому что ближе: фрейдистских или юнгианских интерпретаций, религиоведческих параллелей, гендерной проблематики. Любовь и смерть, рождение и перерождение, — все сплетается в чуть меланхоличной, но все же не лишенной осторожного оптимизма истории.

 

 

13 октября 2022
Поделиться: