×
Звуки с выставки
Сергей Гуськов

Очередной «Выкса фестиваль» — многим он запомнился под прежним названием «Арт-Овраг», которое носил с 2010 по 2021 год, — состоялся на юго-западе Нижегородской области в этот тревожный уикэнд. Впрочем, он еще не закончился. В следующую пятницу и выходные, с 30 июня по 2 июля, пройдет вторая часть настоящего выпуска фестиваля, и она не будет повтором предыдущей. Куратор проекта в этом году — Катя Бочавар, руководительница московской площадки «ГРАУНД Солянка».

На сегодня благодаря ежегодной культурной активности в Выксе выстроена богатая инфраструктура для города с населением в 45 тысяч человек (в городском округе живет еще около 30 тысяч). Это дает кураторам фестиваля все большее пространство для маневра. Если первые художественные руководители были привязаны к паблик- и стрит-арту, то на данный момент появилось много площадок для выставок, выступлений и, к примеру, маркетов — можно выбирать и экспериментировать.

В этот раз из таких мест стоит особо выделить культурный центр «Волна», где располагается резиденция для художников, и пространство «Оранжерея», в котором проходит ретроспективная выставка 25 резидентов, побывавших здесь с 2017 года. Так, Александра Госмант и Олеся Лавриненко представлены объектами, созданными из советской стеклянной посуды, которую производили в Выксе, Гусе-Хрустальном и Муроме; Владимир Абих — металлическим флагом с вырезанной на нем фразой «крепче стали»; Устина Яковлева — вышитым коконом; Слава Нестеров — историей о блэк-метал-группах, существовавших в городе в 1990-х; а Георгий Острецов — картиной, посвященной собакам. Все работы обступают кашпо с плодовыми и декоративными растениями, которые по окончании выставки будут переданы в местный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

В «Волне» — центр этот разместился в здании одноименного кафе, функционировавшего в 1980–2000-х, куда в 2022 году, после реконструкции, переехала резиденция — проходят одновременно четыре события. Широко известная по России художественная школа для подростков «Каскад» проводит здесь выставку по итогам мастерской «Переосмысляя ландшафты» под кураторством Никиты Спиридонова и Ульяны Артамошиной. Все участники местные. Среди любопытных работ есть, к примеру, инсталляция «Резиновое Изделие 22» Матвея Малышева. Два лебедя из покрышек сидят каждый в своем пруду — тоже покрышке. Этот узнаваемый ЖЭК-арт венчается видео, в котором показаны иные применения использованных в инсталляции резиновых изделий: их жгут протестующие, либо возводят из них баррикады. Авторский текст начинается с экзистенциального «Что ждет после совершеннолетия? Так много путей, и никто не знает, какой из них будет правильным». Напротив этой работы демонстрируется проект Анастасии Гнусаревой: видео разрушительного смерча, символизирующего стресс и тревожность, проецируется на развешенные по стенке полароидные снимки. На них собранные в случайном порядке рисунки, стикеры, бейджики, открытки. «Это вещички, всякие мелочи, которые когда-либо мне дарили», — поясняет юная художница, вдохновившаяся идеей авангардного композитора Полин Оливерос о текстовых партитурах и создавшая партитуры из предметов.

На трансформаторную будку рядом с «Волной» постепенно монтируются обработанные стеклышки от бутылок из-под горячительных напитков — прозрачные, синие, зеленые. В прошлые выходные мастерской по созданию мозаики руководила Ирина Корина, а в следующие — Катя Голотвина, которая также ведет в рамках «Выкса фестиваля» мастер-класс по майолике.

Сейчас в резиденции в «Волне» живет художница Диана Шлиман, которая установила у входа стилизованную ракету, смотрящую носом в землю и напоминающую по своей конструкции объекты, которые обычно возводятся на детских площадках, чтобы по ним активно лазили. Работа называется «Какой красивый дом — я бы хотел в нем жить». Однако более весомый ее проект расположен внутри здания, в мастерской художницы. Это тотальная инсталляция «Жесть», родившаяся из посещения Шлиман местного металлургического завода (он входит в группу ОМК, которая проводит фестиваль), особенно цехов, где работают женщины. В комнате две противоположные стены завешаны огромными трясущимися свитками фольги, а по центру стоит каркас из проката. За ним к стене прислонены шесть стальных листов с нанесенными на них с помощью сварки примитивисткими растительными изображениями. Свет притемнем, звучат записанные на заводе шумы.

Из совместного текста Дианы Шлиман и художественного критика Анастасии Хаустовой к проекту:

Цифровая экономика, нарочито стирающая все различия, на самом деле призвана всего лишь их смазать — на задворках больших агломераций и метрополий обнаруживаются кричащие неравенство и несправедливость, за фасадом глобального лакшери-капитализма — тяжелый труд разнорабочих и детей, денно и нощно обслуживающих чистые воротнички менеджеров по продажам. Инфоэкономика метрополий производит слова, пока периферия, выпускающая их носители, производит тяжелый металл и свинцовые выбросы. Так работают и темные постсоветские дзайбацу — агенты клановой экономики, обогащающей кучку богачей, которые строят свой бизнес на искалеченных травмами телах.

Выксунский металлургический завод буквально занимает треть города — это самозамкнутая система, пестующая конструктивистский идеал человека-машины, жизнь которого подчинена общей цели и общему труду на благо страны, сбывающей тяжелый металл как легкую и даровую добычу. Именно здесь производят трубы для нефтепроводов, откачивающих природные ресурсы из недр земли, на бумаге принадлежащей народу. Однако не жизнь завода подчинена здесь жизни человека, а наоборот — это человек становится верным винтиком ладно работающей машины: подняться с солнцем, закончить рабочий день до заката, чтобы уснуть до полуночи, будучи готовым завтра начать сначала и снова, сцепить рабочую неделю «от пятницы до пятницы». Шестеренки-люди работают, ход конвейеров-магистралей гладок — и вот мы уже не замечаем, как природные циклы и спонтанность сменяют система и четкость.

Механизация и разделение труда не терпит индивидуального подхода — в такой системе женщина действительно работает наравне с мужчиной, а перманентность производства исключает простой или болезнь. Черная пыль, оседающая на легких, испарения, проникающие в самое кровь, превышение допустимого уровня громкости звука (о соблюдении гигиены труда говорить, увы, не приходится) вызывают целый веер хронических заболеваний, а женщины нередко заканчивают свою выслугу лет с раком груди — вот он, аутсорсинг тела, доведенный до предела.

 

На этом изобразительная часть программы фестиваля заканчивается. Начинается, скажем так, звуковая, ведь речь идет не только о музыке. С одной стороны, в Выксе конечно выступали разные группы. В первый же день фестиваля, 23 июня, в самом центре города, на площади Металлургов, выступили сразу семь музыкальных коллективов, включая Наадю и Cream Soda. На следующий день на пруду в Парке культуры и отдыха и в музее Выксунского металлургического завода пела группа N'Caged. В последнем случае в паре с ними выступал инклюзивный театр-студия «Круг II», ставшая настоящим открытием для горожан и гостей фестиваля и напоминавшая ранний «Аквариум». Вечером субботы грандиозное шоу посреди лесопосадки, под знаменитой работой Ради «Всё это не сон» (2018), провели Иван Лубенников и коллектив «Наставшевс».

Ведущая радио «Культура» Ксения Ламшина организовала в Выксе многомесячный кружок по журналистике, сумев привлечь местных жителей — в основном молодежь, но не только. Среди участников, к примеру, была учительница математики. В результате, они издали газету и, что более важно, создали подкаст «Выкса в эфире», который в частности транслируется по радио «Культура». Послушать его можно здесь.

На набережной Верхневыксунского пруда установлена  скульптура «На птичьей волне» группы Resister (Антон Крафтский, Анна Пряхина, Вадим Пугин, Лада Раскольникова, Ксения Сидорова, Максим Imanu Фадеев). Это поставленная вверх ногами пирамида, состоящая из множества скворешников. Из круглых отверстий звучит пение различных птиц. Голоса вполне реальных птиц из действующих скворечников транслируются на эту инсталляцию.

А в Парке культуры и отдыха, который также называется Лебединый рай, на фонарях установлены динамики. Проходя вдоль них, прогуливающиеся граждане слышат, например, чтение актером сказки о Буратино или «Одиссеи», а то и народную песню на казахском языке. Это проект «Волны Памяти», собранный из архивов студии «Мелодия». Авторы-составители — музыкальный критик Денис Бояринов и композитор и саундартист Олег Макаров. Проект звучит по 12 часов в день с 23 июня по 2 июля.

Денис Бояринов о проекте:

«Волны Памяти» — проект хонтологический. Взявшись за звуковую инсталляцию для фестиваля, мы с саундартистом Олегом Макаровым решили эмулировать эфир призрачной радиостанции, которая вдруг захватывает систему громкоговорителей в городском парке. Непредсказуемый поток этого призрачного радио выносит на случайного слушателя загадочные аудиоартефакты из архивов фирмы «Мелодия»: фрагменты выступлений исторических персонажей, прозы и поэзии, классической и народной музыки, лекций, спектаклей и детских постановок и т.п. — и все это, причем не только на уровне месседжа, но и на уровне звука — тембров голосов, лексики, интонаций и самого течения утраченной русской речи — должно пробуждать в головах слушателях неожиданные флешбеки и ассоциации. Причем, не только приятно ностальгические, думаю, что и тревожно невралгические тоже.

Технически «Волны Памяти» представляет собой 11-часовой плейлист-коллаж, составленный из небольших фрагментов ценных записей, подобранных мною в бездонных кладовых фирмы «Мелодия». Они специально обработаны так, чтобы усилить психоделический эффект от их восприятия, и проигрываются в случайном порядке. Джингл, который размечает границы фрагментов и, соответственно, чаще всего звучит на «Волнах Памяти», напоминает старые позывные радио «Маяк»: он записан Олегом Макаровым с использованием настоящих вибрафона и терменвокса — и сам по себе работает как мощный триггер ассоциаций.

Звучащие в «Волнах Памяти» аудиозаписи можно разделить на три типа. Первый — аудиодокументы, имеющие историческую значимость: выступление Юрия Гагарина после полета в космос; Анна Ахматова и Николай Заболоцкий, читающие свои стихи; интервью Дмитрия Шостаковича американскому журналисту; фрагмент репетиции дирижера Игоря Маркевича; лекция основателя советской киношколы Сергея Герасимова о том, какое бывает кино. Второе — шедевры советской школы аудиоспектакля: легендарные актеры вроде Фаины Раневской, Марии Бабановой и Зиновия Гердта читают великие литературные произведения. Среди них есть не только знаменитые записи, но и недооцененные: например, сделанный уже под закат СССР пересказ историй Ветхого завета для детей, озвученная Иннокентием Смоктуновским — из них я выбрал несколько, которые, как мне кажется, больше всего резонируют с сегодняшним днем. Третий тип — это вещи обскурные, странные, этакие «пасхальные яйца» в корзине. Например, фрагмент лекции советского искусствоведа, академика Андрея Лебедева о том, что такое абстракционизм и как он вреден для народа. Это очень бойкое выступление, сама лексика и риторика, которого созвучна некоторым современным консервативными телеграм-каналам. Или же эпизоды из серии «Музыкальный журнал для школьников» — это были научно-просветительские передачи (как сейчас бы сказали, подкасты) для детей о классической музыке, но естественно не без пропагандистского подтекста: в рассказе «15 минут», прочитанном актером Вячеславом Шалевичем, развивается совершенно сорокинский сюжет о том, как Феликс Дзержинский с соратниками-чекистами входит в заколдованное состояние от сонат Фредерика Шопена. В свете недавних событий в России я вспомнил, что ненароком включил в «Волны Памяти» и фрагмент из «Лебединого озера» Петра Чайковского: эта трагическая музыка использована в культовой пластинке «Аутогенная тренировка. Мелодии спокойного сна», выпущеной по заказу ялтинского санатория имени Куйбышева в 1974 году, и она тоже прозвучит в городском парке Выксы, между прочим, называющемся «Лебединый рай».

Словом, в какую картинку сложится звуковой пазл «Волн Памяти» в голове слушателя, зависит только от него самого и его психического состояния.

28 июня 2023
Поделиться: