×
Ижевская аномалия. Встреча искусства и магии
Кристина Романова

Юбилейная экспозиция выставки «Ижевск*ДА», несмотря на то, что просуществовала только один день, потрясла столицу Удмуртии и собрала сотни заинтересованных зрителей и именитых гостей.

Юбилейная экспозиция выставки «Ижевск*ДА», несмотря на то, что просуществовала только один день, потрясла столицу Удмуртии и собрала сотни заинтересованных зрителей и именитых гостей. Посвященная первой выставке авангардного искусства «ДА» 1988 года новая экспозиция превзошла свою историческую предшественницу по размаху. Изменились времена, мировоззрение художников и контекст реалий, в которых они существуют сегодня, другим стал и подход к искусству.

Как заметила экс-министр культуры Удмуртии Анетта Сидорова, «давшая добро» выставке в 1988 году, сегодняшняя экспозиция не идет ни в какое сравнение с предыдущей 25-летней давности.

«Тогда был просто набор вещей, сегодня разрозненность уступила место целостности. Конечно, и 25 лет назад на выставке было много прекрасных работ Орлова, Белых, Чувашова, но сегодня художники очень выросли в профессиональном плане».

За прошедшие после первой выставки годы творческая среда города развивалась стремительно в самых разных направлениях. Заявили о себе ижевские музыканты и художники, начинают привлекать внимание театральные режиссеры и артисты. Каждое художественное событие находит своего зрителя и критика. Так или иначе сегодня в Ижевске сложилась уникальная атмосфера, искусство здесь выходит навстречу зрителю и получает заинтересованное внимание общества. Выставка «Ижевск*ДА» продемонстрировала это движение в культуре и сегодняшнее ее состояние.

«Такого больше нигде нет», — оценил событие Марат Гельман. Выставочное пространство зала в ВЦ «Галерея» условно поделено на две части. В первой представлены произведения Александра Пилина, Зои Лебедевой, Анфима Ханыкова, Владимира Ковычева из природных материалов — глины, войлока, травы, дерева. Теплый терракотовый цвет работ, живой свет свечи, пляшущие тени на стенах создавали впечатление уютной горенки, а произведения словно нашептывали свои сказки.

Таинственный войлочный круг, красно-черные фетровые пистолеты, деревянный меч… Материал этих вещей и их предназначение порождали диссонанс, запланированный организаторами как подготовка зрителя к восприятию второй части экспозиции.

Там, за черным занавесом в темной комнате, посетителя встречали гигантские скульптуры с коровьими черепами — «Протобарби» Энвиля Касимова.

«Своими работами мы хотим вернуть искусству сакральный смысл, научить людей слышать музыку тишины», — утверждали художники. Искренность и простота используемых материалов, некая мистериальность работ и экспозиции в целом, может быть, это и есть ижевская аномалия… «У Ижевска есть свое лицо. И это лицо не из этнографического прошлого. Это сегодняшнее лицо, которое отличает ижевское искусство от любого другого», — отметил Марат Гельман. По мнению художника, депутата и одного из организаторов и инициаторов выставки «Да» Энвиля Касимова, на ижевскую культуру в свое время оказал значительное влияние московский искусствовед Сергей Кусков. Под его воздействием складывался ижевский авангард… «Метаморфозы — чудо превращения — это как раз наиболее очевидная встреча искусства и магии, исток которых един и скрытен», — писал Сергей Кусков в одной из своих статей. Эти слова можно отнести и к юбилейной выставке «Ижевск*ДА».

Именно магию перевоплощения показали зрителю ижевские художники четверть века спустя после той первой экспозиции авангардного искусства.

Фото Павел Шрамковский

​ДИ №2/2014

22 декабря 2014
Поделиться: