Как ребенок, выросший в «хрущевке», я должна ненавидеть этот архитектурный стиль, но, как ни странно, воспринимаю его сегодня с некоторой долей ностальгии.
|
Заросший пруд с утками, принадлежавший разрушенной усадьбе, яблоневые сады бывших деревень, бабушки, вывезенные из коммуналок и доживающие свой век на лавочках у подъездов, типовой гастроном с березовым соком и молочным коктейлем. Кинотеатр «Комсомольский» или «Орбита» с Тарковским на малом экране. Эту типичную картину 1960–1980-х каждый живший в СССР волен дорисовать сам. Вспомнить ту атмосферу можно было на выставке, организованной архивом РИА «Новости», «Архитектура московских окраин», которая открылась в культурном центре «Москвич». В послевоенные годы во многих советских городах огромное количество людей проживало в бараках, подвалах и коммунальных квартирах. Темпы послевоенного строительства по индивидуальным «сталинским» проектам не могли удовлетворить потребность в жилье. В строительном деле нужна была революция, и ею стал переход к массовому типовому строительству. В 1957 году по постановлению ЦК КПСС и СМ СССР архитекторы разработали проекты панельных домов. Началась эпоха домостроительных комбинатов, которые должны были создавать элементы будущего дома на заводе, а на стройке собирать его, как конструктор. Это пятиэтажки, позже растиражированные по всей стране и получившие название «хрущевки». Первая, наиболее распространенная серия панельных домов была К-7, пятиэтажка, созданная по проекту Виталия Лагутенко. Дом представлял собой параллелепипед без каких-либо выступающих деталей. Первой экспериментальной площадкой в Москве стали поля подмосковной деревни Черемушки, здесь в рекордные сроки вырос новый микрорайон № 9 (Новые Черемушки), а полученный опыт использовался по всей стране. В некоторых городах СССР новые районы даже именовали «черемушками». Герои фильма Петра Тодоровского «Городской романс» (1970) называли эти районы крупноблочными. Новоселы, обжившие новую для себя среду обитания, должны были, по мнению идеологов того времени, воплощать новый тип советских граждан. За ними наблюдали люди с фотокамерами. Вот корова на снимке Юрия Артамонова отдыхает на фоне только что возведенных новостроек. А вот и новоселы с перевязанными веревкой книжками пускают в квартиру с низкими потолками собачку Жучку, рюмки, поднятые в едином порыве на новоселье, мебель, сложенная у подъезда, и другие сиюминутные истории или знаковые сюжеты, как, например строительство Калининского проспекта. АПН как форпост советской пропаганды фиксировал этот живой процесс. Материал диктовал стиль изображения, который стал «апээновским» и именем нарицательным. Архив крупнейшего отечественного агентства представляет собой миллионы единиц хранения визуальной информации, которая иллюстрирует без малого 70 лет отечественной истории. Из недр этого архива и были извлечены работы таких выдающихся авторов, как Юрий Абрамочкин, Юрий Артамонов, Анатолий Гаранин, Владимир Грановский, Борис Бабанов, Антон Денисов, Владимир Вяткин, Руслан Кривобок, Виталий Арутюнов, Борис Кавашкин и Борис Криштул.
ДИ №1/2014