×
Энциклопедия петербургского искусства
Лизавета Матвеева

Черный дирижабль Александра Подобеда пролетел через несколько выставок, трансформируясь, транслируя новые смыслы. Эта парящая душа, темная, громадная, излучает мерцания внутреннего огня психо — души «Сигнала». 

«Сигнал — искусство настоящего» — вторая выставка на территории одноименного КБ. Состав художников нынешнего проекта частично перешел из предыдущего, потому некоторые работы, претерпев небольшие изменения, экспонируются вновь. И все же эти две выставки различаются. Возможно, смена куратора привела к изменению политики: Петр Белый расширил контекст выставки с советского завода до Петербурга. Формирование экспозиции проходило параллельно с нарастающим ажиотажем по случаю подготовки международной биеннале современного искусства «Manifesta 10» в Эрмитаже. Внезапно накрывшая Петербург волна современного и супе-рактуального набирает обороты, захватывая все культурные и не очень площадки. Локальное петербургское искусство присутствует на фестивале в виде эпизодических вливаний в публичную и параллельную программы, основной проект, к сожалению, проигнорировал существование местного актуального. «Сигнал — искусство настоящего» — выставка, включающая в себя историческую перспективу, мощный строительный фундамент петербургской художественной сцены и складывающиеся на его основе кирпичи и блоки молодого дерзновенного искусства.

В предыдущем проекте «Сигнал-2014» было показано преимущественно site-specific искусство: каждому художнику предоставлено отдельное пространство и неограниченный доступ к останкам конструкторского бюро, на территории которого разворачивался проект. Результат — современное контекстуальное искусство на характерном постсоветском пространстве.

Сегодняшняя выставка — энциклопедия петербургского искусства, «энциклопедический дворец», но, в отличие от музея-мечты Марино Аурити, «Сигнал» представляет состоявшихся петербургских художников, по-зрелому сдержанных, и молодых, экспрессивных, смелых. Экспозиция очерчивает историческую перспективу, добавляя «настоящее», неуловимую субстанцию, которую пытаются нащупать художники и кураторы. Выставка самопроизвольно превращается в музей, музей обсессий с разным сроком изготовления. Изначально музей определяли как результат «институционализации коллективных суждений по поводу произведений искусства»1. Сегодня мы различаем музейные коллекции как готовые продукты субъективного выбора коллекционера, будь то Екатерина II или Николай Харджиев. В 1917 году «Фонтан» Дюшана перевернул ситуацию с ног на голову — теперь музей сам институционализирует произведения искусства. Если объект может стать произведением искусства, попав в музей, то и любое пространство может стать музеем, выставочной площадкой, если туда попадет настоящее искусство. «Сигнал» — это, конечно, не музей в полной мере. Говоря языком джентрификации, это лофт, пространство, изменившее свое функциональное назначение. Здание закрытого производства в прошлом сегодня обнажает природу искусства, очищает его, предъявляя работы художников во всей их подлинности. Здесь нет идеологических надстроек и авторитаризма экспозиции, как это происходит в музейных залах. Экспозиция «Сигнала» представляется неделимым организмом, из которого посетитель «выдергивает» тот или иной объект. Он сам становится куратором, выбирая, в какие комнаты пойти, перед каким произведением остановиться. Наподобие флюксусовского принципа «каждый может быть художником». Зритель самостоятельно решает смотреть на выставленные работы или скользить глазами по электрощитам, проводам и дверям. Бытовые детали руинированного КБ в сегодняшних обстоятельствах обретают новые значения. Эта выставка — результат коллективной работы художников, кураторов и искусствоведов. Дистанция между художниками и куратором здесь нарушена, потому что Петр Белый, взяв на себя обязанности куратора, художником быть не перестал. Дистанция сокращена до минимума. Современная ситуация напоминает организацию легендарной выставки Харальда Зеемана «When attitudes become form»: процесс формирования проекта не менее, а может, даже более важен, чем его итог. Выставочная команда включает в себя более 40 человек, участники общаются друг с другом, обсуждают свои проекты, пользуясь большой свободой высказывания. Такая связь между художниками и куратором важна, так происходит сокураторство, возникают новые связи. Они дают возможность одновременно достаточно цельно представить художественную сцену Петербурга и разрозненно — ее участников. Новый «Сигнал» витальный, движущийся, развивающийся, живой организм, хребет которого состоит из позвонков истории. В «Сигнале» три исторических раздела: «Ретромутанты», «Новые тупые» и сам КБ «Сигнал».

Ретромутанты — художники, идеологически разные, объединенные техникой — коллажем. Не только с точки зрения формальных признаков, но и содержательных. Оказавшись в ситуации безвременья, между прошлым и будущим, они смешивали разные эстетики и играли с ними, в результате чего ждали образования новой. С одной стороны, они дистанцировались от визуальных шаблонов, а с другой — соединяли их в своих коллажах. Художник всегда работает не на пустом месте, а с оглядкой назад, проявляет коллективную память. Работы, представленные на выставке в «Сигнале», — это живопись, объекты и видео, но все они сделаны в технике коллажа. Андрей Рудьев как идеолог направления выступил в качестве куратора ретромутантской выставки внутри проекта «Сигнал» и показал всю полноту этого направления. Художник-ретромутант — бриколер, творящий образы и смыслы, основанные на личных ассоциациях. Работы художников вместе образуют коллаж ретромутантизма, похожий на ребус, разгадка которого позволит дешифровать объединяющую их эстетику.

«Новые тупые» представлены фотографиями, рассказывающими историю группы с 1996-го по 2000 год. Этот архив повествует, что «Новые тупые» появились в то время, когда в Петербурге не случилось современное искусство, но было его предвкушение. Они мечтали сделать что-то радикально новое, исследовать жанры, о которых что-то слышали, но ничего не знали: перформанс, акция. Пытались понять себя в ситуации безвременья, пустоты. Это вылилось в образ жизни, который стал формой существования нескольких художников. Жизнь подменила искусство. Она сама стала произведением искусства. Аналитический подход отвергался, иррациональные желания оказались во главе угла. Перформансы «Новых тупых» объединялись идеей «Придем и будем жить». Чем «бытовее» были их акции, тем в большей степени они были искусством. Чем проще они вели себя, тем серьезнее нужно было относиться к их действиям. Открытые чувства, спонтанные интенции были и осознанием себя как постоянного явления — художника. «Новые тупые» организовали школу не существовавшего тогда в России contemporary. Это был уникальный опыт познания мира и себя в мире, который привел к минимализму и отказу от самих себя. Раздел «Культурная археология» — результат художественной раскопки на территории КБ «Сигнал», возглавляемой Александром Теребениным. Художник делает упор на самостоятельную красоту вещей. Выступая в роли архивариуса, как Клас Ольденбург в своем проекте «Музей мыши», он демонстрирует найденные в «Сигнале» драгоценности. Советский завод в руках Теребенина становится инсталляцией, художник внедряет в выставку отдельные штрихи из найденных на «Сигнале» объектов. Found art — основополагающий прием в формировании этого музея.

Молодые художники, принимающие участие в «Сигнале», апеллируют к системе координат предшествующей истории с целью проникнуть в будущее. Они в поисках грядущего искусства. Денис Патракеев в своем видео визуализирует процесс погружения в «пепел будущего» в виде белой жидкости, молока. Художник извлекает идеи из «завтра». С этого момента хранителями идей становятся найденные на раскопках объекты. Извлекая идеи из будущего, художник берет на себя и ответственность за него. Александра Зубрицкая, одна из молодых художников, наоборот, создает «настоящее», настаивая на отсутствии будущего. Фотографии, видео и росписи на стене — попытки поймать ускользающее «сейчас» за неимением «завтра». Жизнь проходит в стремлении что-то сделать, это состояние молодого человека, пребывающего в неопределенности и нестабильности, существование в non place, несостояние, складывающееся из обрывков слов и образов наподобие визуальной поэзии. Последняя комната затемнена, что отделяет ее от остальных, там демонстрируют видеоинсталляцию «Перевал» Виталия Пушницкого. Графичные черно-белые облака из разных географических пунктов и из разного времени, слитые в единое видео, ускоренно перекатываются через «перевал», выстроенный из фрагментов прошлой инсталляции «Федерация» Елены Губановой и Ивана Говоркова, которая была показана на первом «Сигнале». Разломанная мебель, мусор метафорически превращаются в объемный объект. Настоящее будущее строится на обломках прошлого. Игровое отношение к материалу и такое же — к прошлому, способ избавиться от тяжелых раздумий о грядущем.

Кроме работы Пушницкого здесь демонстрируются кинетические скульптуры Елены Губановой и Ивана Говоркова «Вчера. Сегодня. Завтра». На головах людей полиэтиленовые мешки — жесткая иллюстрация трагедии человека, зажатого в тисках социальных табу и правил, на него давит прошлое, над ним угрожающе нависает будущее. Человек становится ведомым, безынициативным. Все предписано и предначертано. Экспозиция выставки заканчивается видео «13 комнат» художника Владимира Грига, представлено только 12 комнат, изображенных в разрезе. Это киноребус, разгадка кроется в 13-й комнате — в пространстве подсознательного. Происходящее во всех комнатах похоже на абсурд, где нарушены все логические связи. Впрочем, возможно, такой же непонятной и абсурдной покажется и выставка «Сигнал — искусство настоящего» для постороннего и неподготовленного зрителя.

1 Агамов-Тупицын В. В круге общения. М.: Ad Marginem, 2013.

​ДИ №4/2014

15 августа 2014
Поделиться: