×
Доктор Арт
Андрей Лукин

Работа с детьми и людьми с дополнительными потребностями (так на Западе именуют тех, кого в России называют людьми с ограниченными возможностями) в сфере творчества — основная деятельность благотворительных фондов и одно из направлений деятельности коммерческих компаний, которые занимаются благотворительными проектами. Часто профиль деятельности таких компаний напрямую не связан с искусством и культурой, но, будучи социально ответственными, они эпизодически, а некоторые постоянно поддерживают специальные программы.

Работа с детьми часто связана с инициацией творчества. Детские мастерские при музеях и выставочных центрах стали обычным явлением, а с ростом популярности современного искусства повсеместными. Практика показывает, что подобные занятия не только развивают детей дошкольного и школьного возраста, но также оказывают положительное воздействие на продвижение современного искусства в обществе. Институции, в которых ведется такая работа, приобретают не только имиджевые, но иногда и небольшие экономические бонусы, создавая платные курсы.

Такова практика музеев, креативных кластеров и центров современного искусства.

Музеи выступают и партнерами таких проектов: в феврале в ММОМА состоялась десятая выставка детей — подопечных фонда «Подари жизнь». Мультимедиа проект «Видимо-невидимо» был приурочен к Всемирному дню борьбы с раком. Всего на выставке было представлено более 250 детских работ: рисунки, фотографии, теневые объекты, видео, мозаики и многое другое, что создается детьми с тяжелыми заболеваниями в больницах при помощи художников и самостоятельно. С каждым годом выставки становятся все разнообразней: дети создают пастели, мозаики, витражи, трехмерные арт-объекты, фото и видео. Возможность почувствовать себя художниками очень важна для тяжелобольных детей. Творческая деятельность доставляет радость, повышает самооценку и улучшает качество жизни, заставляя забыть о болезнях и свзанных с ними ограничениях.

В целом такие практики сейчас принято называть арт-терапией, если не углубляться в историю и не учитывать контекст этого явления. Существует немало серьезных исследований возможностей арт-терапии — труды Ханса Принцхорна, Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Абрахама Маслоу и других теоретиков искусства и профессионалов медицинского мира, изучавших влияние творчества на человека. Внимание исследователей по большей части было обращено на людей, страдающим душевными заболеваниями.

Терапия искусством широко применяется в программах реабилитации для детей с особыми потребностями. Например, еще в 1990-х в Москве при Центре лечебной педагогики были созданы «Особые мастерские», где дети с аутизмом и другими расстройствами учились рисовать, заниматься гончарным делом и другими ремеслами. Сейчас эта программа получила развитие до профессионального образования и реабилитации взрослых, ранее посещавших этот центр. Для детей это было способом самовыражения и развития навыков. Подобные начинания есть и в регионах России. В этом году 120 детей с ограниченными возможностями участвовали в художественном конкурсе Воронежской области, и впервые к ним присоединились с аутизмом. Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» поддержал издание и бесплатное распространение альбома молодых художников.

Любые креативные практики могут быть развлекающим компенсаторным терапевтическим средством. Работа воображения, снятие стресса, общение с новым кругом людей в ходе совместного творчества, да и просто возможность отвлечься от повседневных забот благотворно сказываются на душевном состоянии человека, независимо от его возраста, социального статуса и профессии. Как правило, занятия для развития творческих навыков в музеях и других учреждениях культуры и современные арт-терапевтические проекты обращены на решение социальных задач. Для западных компаний такая социальная ответственность — устоявшаяся практика. В российской экономике подобную деятельность часто воспринимают как «нецелевое расходование средств», и следуют этому опыту лишь единицы. Для бизнеса участие в таких проектах, конечно, непрофильно. Часто инициаторами и патронатами социальных программ выступают иностранные компании.

Так, американская компания «Шеврон Нефтегаз Инк.» занимается благотворительными проектами в России уже не первый год. Вместе с Государственной Третьяковской галереей реализован ряд образовательных программ для детей. С 2007 года продолжается социальная программа «Музей, открытый для всех», в ходе которой дети и подростки с различными заболеваниями имели возможность непосредственно познакомиться с искусством в музеях, часто не доступных им ранее. Например, была подготовлена выставка для незрячих и слабослышащих детей с участием художников с такими же осложнениями. Экспонаты разрешалось трогать руками, дети рассказывали об ощущениях и эмоциях, которые они вызвали.

Все большее внимание детям уделяется и профессиональными культурными организациями. Фонд поддержки современного искусства «Артпроект» совместно с «Шеврон Нефтегаз Инк.» на базе Тушинской детской городской больницы Москвы уже три года реализуют проект на стыке актуального искусства и арт-терапии «Другая атмосфера». Сначала профессиональные художники проводили мастер-классы, в которых мог участвовать любой пациент и даже врачи больницы. Готовые работы выставлялись на территории парка больницы. Вокруг выставки было организовано некое театральное действо в духе интерактивного паблик-арта. В этом году дети рисовали стартовые площадки, с которых их работы, привязанные к воздушным шарам, улетали в небо. За три года в проекте приняли участие художники: Сергей Катран, Ольга и Олег Татаринцевы, Сергей и Татьяна Костриковы, Марина Звягинцева и многие другие. В 2014 году специально для пациентов детских больниц планируется издание книги «Другая атмосфера» с рассказами о детстве известных людей и иллюстрированной работами, созданными детьми и художниками. Дальнейшее развитие проекта — реализация подобных программ в других лечебных учреждениях Москвы.

Примеры сотрудничества социальных и художественных организаций и коммерческих компаний свидетельствует о потенциале, который открывается у проектов в области социального искусства.

​ДИ №6/2013

12 декабря 2013
Поделиться: